DOI: 10.18503/2658-3186-2023-7-1-26-30
Аннотация. В статье обобщен опыт участия и проведения этнографических экспедиций, представлены материалы, связанные с особенностями работы в «поле» и их ролью в становлении и развитии профессиональной идентичности, профессиональной культуры студентов. Выделены главные методы «поля», показаны приоритеты анализа и сбора информации в экспедиционной работе. По мнению авторов, проблема коммуникации между исследователем и информантами, установление особой личной связи и дружеских начал во взаимоотношениях, предопределенных самой этикой работы в «поле», не теряет своей актуальности для этнологов – практиков. Опыт этнографической экспедиции отражается в коллективной памяти и оставляет впечатление, прежде всего, выраженное в стремлении вновь встретиться, вспомнить проведенные вместе дни работы, обсудить наиболее занимательные сюжеты. Такая меморизация не только формирует и развивает профессиональную культуру, в том числе, культуру начинающего исследователя, но и сама становиться частью этой культуры. Положительный опыт и впечатления обуславливают планы на будущее: дальнейшую возможность участия в экспедиционных выездах, интеграцию полевых материалов в собственную научно-исследовательскую деятельность, их апробацию в рамках просветительских мероприятий и конференций. В статье развивается тезис о взаимосвязи этнографической экспедиции и самосознания студентов как фактора, влияющего на профессиональную самоидентификацию и исследовательскую деятельность. Этнография и профессиональная идентичность будущего историка или преподавателя истории в ходе экспедиции пересекаются между собой и уже не могут существовать друг без друга. Опыт экспедиционной работы актуализирует идентичность обучающихся как части профессионального социума и поддерживает ее на протяжении всех последующих университетских лет.
Ключевые слова: этнография, антропология, идентичность, студент, экспедиция, информант.
Сведения об авторах
Владислав Валентинович Медведев – доцент, кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарного образования Сургутского государственного педагогического университета; научный сотрудник центра этноистории Института истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук, Сургут, Екатеринбург, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Максим Васильевич Попов – кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Магнитогорского государственного технического университета им Г. И. Носова, Россия, Магнитогорск; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Литература
1. Абашин С. Н. Форум: Этические проблемы полевых исследований // Антропологический форум. 2006. № 5. С. 10–15.
2. Гадеа Ш. Социология профессий и социология профессиональных групп. В защиту изменения подхода // Антропология профессий, или посторонним вход разрешен / под редакцией П. Романова, Е. Ярской-Смирновой (Библиотека Журнала исследований социальной политики). Москва : ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2011. С. 15–34.
3. Громов Д. В. Поле: немного личного опыта // Предмет и проблемы этнологии и антропологии. Лекции для аспирантов / сост. Е. Б. Баринова. Москва : ИЭА РАН, 2016. С. 335–343.
4. Медведев В. В. Северное измерение ногайцев // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2022. Вып. 3 (37). С. 128–141.
5. Медведев В. В., Попов М. В. Культура – традиционная, этническая, современная: quid est hoc? // Гуманитарно-педагогические исследования. 2019. Т. 3. № 2. С. 30–35.
6. Салмин А. К. Они хранят традиции // Материалы полевых исследований МАЭ РАН. Вып. 9. Санкт-Петербург : МАЭ РАН, 2009. С. 17–22.
7. Ушаков Н. В. Полевой семинар МАЭ РАН в 2011–2015 гг.: некоторые итоги // Радловский сборник. Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2015 г. / отв. ред. Ю. К. Чистов. Санкт-Петербург : МАЭ РАН, 2016. С. 291–298.
8. Щепанская Т. Б. Поморский дневник Т. А. Бернштам: к методике и практике полевой этнографической работы // «Уведи меня, дорога»: Сборник статей памяти Т. А. Бернштам / под ред. Н. Е. Мазаловой, И. Ю. Винокуровой, В. А. Лапина и др. Санкт-Петербург : МАЭ РАН, 2010. С. 7–16.
9. Howell J. Turning Out Good Ethnography, or Talking Out of Turn? Gender, Violence, and Confidentiality in Southeastern Mexico // Journal of Contemporary Ethnography. 2004. Vol. 33. P. 323–352.
Для цитирования
Медведев В. В., Попов М. В. Опыт этнографической экспедиции в становлении профессиональной идентичности // Гуманитарно-педагогические исследования. 2023. Т. 7. № 1. С. 26–30.