DOI: 10.18503/2658-3186-2023-7-1-19-25
Аннотация. Советская печатная пропаганда была важным аспектом идеологического влияния, обеспечившего моральный настрой советских граждан, актуализировав героический и самоотверженный труд. Целью данной статьи является выявление форм и особенностей печатной советской пропаганды в начальный период Великой Отечественной войны. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования таких исторических источников, как «Магнитогорский рабочий» и «Челябинский рабочий» за 1941 год. При работе с источниками автор использовал как традиционные, так и специальные методы исторического исследования, кроме того, междисциплинарный подход, который обусловил использование метода лингвистического анализа. В статье были раскрыты основные направления организации печатной пропаганды и выявлены различия между газетными статьями 1941 года довоенного и военного времени. Как показало исследование, пропагандистский посыл имел адресность: он был направлен на внедрение конкретных идей в сознание определенных групп людей. Целью пропаганды была мотивация людей на самоотверженный и сверхплановый труд, укоренение мыслей о неразрывности тыла и фронта в годы Великой Отечественной войны. Авторы данного исследования отмечают появление заголовков статей лозунгового стиля и милитаризации лексики текстов газетных материалов после начала Великой Отечественной войны. Центральное место в газетных очерках первого года Великой Отечественной войны занимают женщины и рабочие пенсионного возраста, которые могут качественно и сверхпланово трудиться на заводах. В статье определено жанровое разнообразие газетных публикаций, выявлены категории людей, занимавшие центральное место в газетных очерках.
Ключевые слова: пропаганда, Великая Отечественная война, периодическая печать, героический труд, тыл.
Сведения об авторах
Потемкина Марина Николаевна – профессор, доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Буссеруэль Амина Бенатиевна – аспирант кафедры всеобщей истории Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Литература
1. Белоусов А. Б. От пропаганды до связей с общественностью (к выходу в свет русского издания книги Эдварда Бернейса) // Свобода мысли. 2010. № 8. С. 199-211.
2. Большакова О. В. Беркхофф К. Родина в опасности: советская пропаганда в годы Второй мировой войны: реферат // История России в современной зарубежной науке. 2015. № 1. С. 53–57.
3. Землянский К. А. Формирование образа героя в годы Великой Отечественной войны (на материалах Ростовской области) // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2016. № 1 (37). С. 42–49.
4. Лившин А. Я., Орлов И. Б. Пропаганда и политическая социализация // Отечественная история. 2008. № 1. С. 99–105.
5. Лымарев А. Н. Пропаганда и ее основные приемы на страницах периодических изданий в годы гражданской войны (на материалах газет южного Урала) // Гроховские чтения: материалы восьмой региональной музейной конференции. Челябинск : Из-во государственного исторического музея Южного Урала, 2017, С. 179-183.
6. Лымарев А. Н., Палецких Н. П. Периодическая печать Урала накануне и в годы Великой Отечественной войны: к историографии проблемы // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2012. № 10 (269). С. 36–39.
7. Орлов И. Б. Советская военная пропаганда: полидисциплинарность как исследовательская перспектива // Новое прошлое / The New Past. 2020. №4. С. 26–41.
8. Потемкина М. Н., Токарев Е. В. Мотивация труда в южноуральской промышленности: механизмы и практика военного периода (на примере Магнитогорского Металлургического Комбината 1941-1945 гг.) [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 1 (33). URL: http://vestospu.ru/archive/2020/articles/12_1_2020.html (дата обращения: 10.01.2023)
9. Потемкина М. Н., Лушина Т. С. Воспитанники московского интерната в уральском тылу: отражение военной действительности в синхронных эго-документах // Технологос. 2020. № 3. С. 123–133.
10. Сенявская Е. С. Героические символы: реальность и мифология войны // Отечественная история. 1995. № 5. С. 30–44.
11. Силянкин Н. В., Кунжаров Е. М. Основные формы советской пропаганды в 1941–1945 гг. // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. Т. 1. С. 224–226.
12. Тертычный А. А. Жанры периодической печати : учеб. пособие. Москва : Аспект Пресс, 2000. 310 с.
13. Янковская Г. А. «Шел солдат с фронта». Послевоенные реалии и гендерные образы советских иллюстрированных журналов // Победители и побежденные. От войны к миру: СССР, Франция, Великобритания, Германия, США (1941–1950). Москва : РОССПЭН. 2010. С. 284–296.
14. Ellul J. Propaganda. The formation of men's attitudes. New York : Edition Notes, 1973. 323 p.
Для цитирования
Потемкина М. Н., Буссеруэль А. Б. Пропаганда героического труда в тылу на начальном этапе Великой Отечественной войны (по материалам региональной прессы) // Гуманитарно-педагогические исследования. 2023. Т. 7. № 1. С. 19–25.