DOI: 10.18503/2658-3186-2023-7-1-14-18
Аннотация. В данной статье предпринимается попытка определить особенности организации процесса обучения основам письменного перевода как обязательной части учебного процесса в профильных старших классах общеобразовательной школы. Способность работать с текстами по профилю обучения на иностранном языке, осуществлять их перевод на русский язык помогает учащимся сформировать профессиональный интерес к будущей профессии, благодаря новой информации из профильных текстов для перевода на иностранном языке. Данная способность вырабатывает у выпускников школы необходимые умения для дальнейшего обучения в вузе. Кроме того, формирование основ переводческой компетенции согласно государственной программе «Развитие образования до 2030 года» и требованиям Федерального государственного образовательного стандарта является обязательной частью обучения иностранным языкам в профильной школе. Все перечисленное выше определяет актуальность данной работы. Интерес автора к вопросу обучения письменному переводу учащихся старшей профильной школы обусловлен работой над диссертационным исследованием по данной проблеме и поиском актуальных методик обучения письменному переводу в старшей профильной школе для дальнейшей разработки научно-обоснованной и экспериментально-проверенной методики обучения письменному переводу старшеклассников профильной школы. Методологическую базу исследования составили работы В. Н. Комиссарова, И. С. Алексеевой, О. Н. Поддубской, Л. К. Латышева, И. Л. Бим, Л. С. Бархударова, З. И. Трубиной, Н. К. Гарбовского, А. Д. Швейцера, В. С. Виноградова, А. В. Штанова. и др. Цель исследования заключалась в определении особенности организации обучения основам переводческой деятельности обучающихся старшей профильной школы. Данная статья может представлять интерес для методистов и преподавателей иностранного языка в старшей профильной школе.
Ключевые слова: письменный перевод, профильное обучение, методика обучения письменному переводу, переводческая компетенция, адаптированная методика обучения.
Сведения об авторе
Асташенко Анастасия Игоревна – аспирант, ассистент кафедры иностранных языков по техническим направлениям Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова», Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Литература
1. Алексеева И. С. Введение в переводоведение: учеб. пособие для студ. филол. и лингв, фак. высш. учеб. заведений. Санкт-Петербург : Филологический факультет СПбГУ; Москва : Академия, 2004. 352 с.
2. Бархударов Л. С. Язык и перевод : вопросы общей и частной теории перевода. Изд. 2-е. Москва : ЛКИ, 2008. 235 с.
3. Бим И. Л. Профильное обучение иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы. Проблемы и перспективы. Москва : Просвещение. 2007. 168 с.
4. Бим И. Л. К проблеме профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы // Иностранные языки в школе. 2004. № 6. С. 8–14.
5. Кисель О. В. Применение личностно-ориентированного подхода при обучении английскому языку для специальных целей // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2020. С. 455–455.
6. Комиссаров В. Н. Современное переводоведение: учеб. пособие; 2-е изд., испр. Москва : Р. Валент. 2011. 408 с.
7. Поддубская О. Н. Особенности обучения письменному переводу в старшей профильной школе // Современные исследования социальных проблем. 2018. № 1–2. С. 144–152.
8. Сафонова В. В. Перевод в контексте изучения иностранного языка в рамках гуманитарно-филологического профиля в старшей школе // Иностранные языки в школе. 2008. № 3. С. 1–12.
9. Трубина З. И. Письменный перевод как средство обучения иностранному языку в средней образовательной школе // Педагогическое образование в России. 2016. № 3. С. 171–175.
10. Wilss W. Kognition und Übersetzen. Zu Theorie und Praxis der menschlichen und der maschinellen Übersetzung. Tübingen : Max Niemeyer Verlag, 1988. 306 p.
Для цитирования
Асташенко А. И. Особенности организации процесса обучения основам письменного перевода в старшей профильной школе // Гуманитарно-педагогические исследования. 2023. Т. 7. № 1. С. 14–18.