DOI: 10.18503/2658-3186-2022-6-4-41-45
Аннотация. В статье выявляются основные черты жанра «хоррор» (horror) в произведениях современных российских авторов, пишущих под псевдонимом Александр Варго. Анализируемый литературный проект представляет собой пример отечественной модификации популярного жанра массовой литературы. Цель статьи – определить своеобразие отражения жанровых констант хоррора и их развития в прозе А. Варго. Исследование проводилось с опорой на функционально-типологический метод, ориентированный на выявление закономерностей литературного процесса, формирования и функционирования жанров. Актуальность исследования обусловлена необходимостью осмысления высокой востребованности произведений жанра «хоррор» у читателей; определением его места среди жанров массовой литературы, выявлением его функций. В задачи статьи входит обзор причин растущей популярности хоррора в мировой и отечественной массовой литературе, краткое исследование истоков и эволюции жанра ужасов, определение его основных жанровых признаков. Автор прослеживает в анализируемых текстах отражение и традиционных фобий, и фобий, вызванных угрозами современной цивилизации. В контексте генезиса хоррора в современном литературном процессе выделены такие специфические особенности реализации жанра в прозе А. Варго, как дидактизм и опора на славянские мифологемы. Исследователь обнаруживает признаки жанровой дивергенции в произведениях А. Варго, отмечает элементы научной фантастики, антиутопии, рождественской прозы. Теоретическая значимость материалов статьи заключается в уточнении представлений о жанровой специфике хоррора и особенностях его реализации в прозе современных российских авторов. Результаты, полученные в исследовании, могут быть использованы в ходе дальнейшего изучения отечественного хоррора и его взаимодействия с другими жанрами массовой литературы, а также включены в вузовскую практику литературного образования при проведении спецкурсов и семинаров, посвящённых различным аспектам массовой литературы.
Ключевые слова: хоррор, ужасное, жанр, массовая литература, А. Варго.
Сведения об авторе
Мендагалиева Алина Гайсаевна – аспирант Астраханского государственного университета; Астрахань, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Литература
1. Аксёнова А. А. Ужас как «повторное выбрасывание в мир» // Вестник Кемеровского гос. ун-та. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 1. С. 60–65.
2. Все страхи мира: Horror в литературе и искусстве: сборник статей /под ред. С. А. Антонова, С. В. Денисенко (отв. ред.) и др. Санкт-Петербург, Тверь : Изд-во Марины Батасовой, 2015. 384 с.
3. Ионов А. Ю. Определение жанра хоррор на основе жанровой теории Рика Олтмена // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2015. № 2. С. 107–114.
4. Карабанова В. А. Символика инкультурации в американском хоррор-кинематографе: автореф. дис. … канд. культурологии. Красноярск: ООО Эдмен, 2018. 24 с.
5. Познин В. Ф. Жанр «хоррор» в современном российском кино // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Искусствоведение. 2020. Том 10. Вып. 2. С. 248–265.
6. Свендсен Л. Философия страха. Москва : Прогресс–Традиция, 2010. 288 с.
7. Суханова Е. А. Проблемы таксономии и характерные черты horror-дискурса // Вестник Оренбургского гос. ун-та. 2016. № 1 (189). С. 64–70.
8. Тихомиров С. Хоррор в кинематографе: общая характеристика и тенденции развития жанра // Культурогенез и культурное наследие (культурологические исследования): сб. науч. трудов / под ред. Л. В. Никифоровой, А. В. Коневой, В. Е. Червы. Санкт-Петербург : Астерион, 2009. С. 174–196.
9. Фрейд З. Влечения и их судьба. Москва : ЭКСМО-Пресс, 1999. 432 с.
10. Хапаева Д. Р. Кошмар: литература и жизнь. Москва : Текст, 2010. 368 с.
11. Хафизова Н.А. Антиутопия и ужасное как тень культуры // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического ун-та. Культура. История. Философия. Право. 2017. № 4. С. 82–89.
Для цитирования
Мендагалиева А. Г. Особенности реализации жанра «хоррор» в прозе А. Варго // Гуманитарно-педагогические исследования. 2022. Т. 6. № 4. С. 41-45.