Скачать PDF

DOI: 10.18503/2658-3186-2022-6-3-06-13

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности обучения китайскому языку на начальном этапе и способы преодоления трудностей, возникающих при изучении китайского языка русскоязычными студентами неязыкового вуза. Анализ отечественных учебников и аутентичных образовательных материалов на китайском языке свидетельствует о необходимости более индивидуализированного и системного подхода к освоению фонетических, лексико-грамматических навыков и навыков письма. В отечественной практике преподавания китайского языка, в силу недостаточной методической разработанности обучающих материалов, уделяется мало внимания особенностям фонетического и тонального строя китайского языка, тонкостям каллиграфического письма и специфике грамматических конструкций, являющимися ключевыми элементами языка, пренебрежение которыми чревато дальнейшими проблемами не только в изучении китайского языка, но и понимания процессов кросс-культурной коммуникации. Актуальность проведенного исследования заключается в необходимости разработки способов, приемов и путей преодоления языковой интерференции на начальном этапе изучения китайского языка студентами неязыковых вузов. Объектом исследования выступил процесс формирования фонетических и лексико-грамматических навыков на начальном этапе обучения китайскому языку в неязыковых вузах. В процессе работы авторы опирались на такие методы, как наблюдение, сравнение, описание, аналогия и классификация. Результаты исследования состоят в разработке упражнений, позволяющих снизить интерферирующее влияние родного языка на процесс освоения различных аспектов китайского языка. Также дополнены базовые способы тренировки тоновой системы, системы пиньинь и прописей китайских иероглифов. В статье представлены схемы и иллюстрации, которые могут использоваться для дальнейшей адаптации под конкретные нужды преподавателя, при тренировке фонетики, иероглифики и лексико-грамматических структур китайского языка. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов статьи для ознакомления с основными проблемами в изучении китайского языка и применении разработанных приемов и упражнений для предупреждения трудностей на начальной стадии обучения.

Ключевые слова: китайский язык, обучение, языковая интерференция, система пиньинь, тон.

 

Сведения об авторах

Роман Сергеевич Смольников – магистрант Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО Магнитогорский технический университет им. Г. И. Носова; Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Павлова Любовь Владимировна – доктор педагогических наук, профессор кафедры лингвистики и перевода Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО Магнитогорский технический университет им. Г. И. Носова; Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Литература

1. Задоенко Т. П., Шуин Хуан. Основы китайского языка: вводный курс. 2-е изд. М. : Наука, 1993. 271 с.

2. Задоенко Т. П., Шуин Хуан. Основы китайского языка: основной курс. М. : Наука, 1986. 720 с.

3. ЗимняяИ. А. Психология обучения неродному языку. М.:  Русский язык, 1989. 154 с.

4. Павлова Л. В. Общекультурное развитие студентов в процессе иноязычного образования в вузе // Актуальные проблемы теоретических и прикладных исследований: язык, культура, ментальность: материалы международной научно-практической конференции. Магнитогорск : Магнитогорск. гос. тех. ун-т им. Г. И. Носова, 2014. С. 231–237.

5. Щичко В. Ф. Практическая грамматика современного китайского языка. 2-еизд. М. : ИздательскийдомВКН, 2016. 208 с.

6. 对外汉语长期学习教材Developing ChineseElementaryComprehensive Course 处等综合第二版(一)2nd edition (I).Beijing: Beijing language and culture university press, 2011. 350 p.

7. 经贸初级汉语口语(第四版)· 上。Business Chinese conversation, elementary, the 4th edition (I).Beijing:Beijing language and culture university press, 2017. 269 р.

 

Для цитирования

Смольников Р. С., Павлова Л. В. Трудности обучения китайскому языку студентов неязыкового вуза// Гуманитарно-педагогические исследования. 2022. Т. 6. № 2. С. 6–13.