Аннотация. В статье рассматривается стилистический приём как одно из лингвистических средств создания выразительности высказывания. Отмечается, что традиционно под стилистическим приёмом понимается осознанное и намеренное использование возможностей различных языковых уровней, их необычное и нестандартное использование с целью усиления высказывания, придания ему выразительности, благозвучия, красоты, эмоциональности. Обращается внимание, что эпитет представляет собой один из распространённых стилистических приёмов, действенное тропно-фигуральное средство, заключающееся в атрибутивном использовании слова или словосочетания, основанного на взаимодействии логического и эмоционального значений, служащего для выражения авторского отношения к описываемой реалии. В статье указывается на тот факт, что окказионализмы как речевые единицы могут выступать основой для образования стилистического приёма эпитета. Раскрывается стилистический потенциал окказионального эпитета, который состоит в придании особого колорита экстралингвистической коммуникативной ситуации появления новой номинации, а также речевому контексту её функционирования. Любой окказиональный эпитет, характеризуя тот или иной объект окружающей действительности, выражает субъективную оценку автора высказывания. При этом на читателя / слушателя оказывается определенное воздействие, в результате которого он начинает видеть и оценивать этот объект окружающей действительности так, как этого хочет автор высказывания. Подчеркивается, что окказиональные эпитеты за счёт своего стилистического потенциала делают новые слова и словосочетания более привлекательными. Окказиональные эпитеты являются выразительной, экспрессивной оценочной характеристикой каких-либо реалий. Такие окказиональные стилистические приёмы непременно обращают на себя внимание читателя / слушателя, эстетически действенны и эмоционально окрашены. Именно наличие в окказиональном эпитете определённых экспрессивных, эмотивных и других коннотаций позволяет выразить авторское отношение к описываемому предмету.
Ключевые слова: стилистический приём, окказионализм, стилистическая окказиональность, эпитет, окказиональный эпитет.
Сведения об авторе
Наталья Игоревна Коробкина – доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры языкознания Волгоградского государственного социально-педагогический университета, Волгоград, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Литература
1. Власова Ю. Н. Грамматическая окказиональность как составляющая креативности языка // Язык и действительность. Научные чтения на кафедре романских языков им. В. Г. Гака: сборник статей по итогам V международной конференции (Москва, 25-27 марта 2020). М.: ООО «Издательство «Спутник+», 2020. С. 83–88.
2. Гальперин И. Р. Стилистика английского языка. М.: Editorial URSS, 2018. 336 c.
3. Глухих Э. С. Изучение окказионализмов в отечественной лингвистике // Актуальные проблему куль-туры современной русской речи: материалы XV Всероссийской научной конференции с международным уча-стием (Армавир, 14 апреля 2021). Армавир: Армавирский государственный педагогический университет, 2021. С. 52–56.
4. Грищева Е. С. Особенности тропеической лексической и графической окказиональности в современ-ном русском языке // Global Scientific Potential. Philology. 2012. № 11 (20). С. 64–66.
5. Джабраилова В. С., Жилинскайте П. Э. К вопросу о стилистической функции окказионализма // Меж-дисциплинарные практики в современном социально-гуманитарном знании: материалы XXXVI Всероссийской научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 17 сентября 2021). СПб.: ООО «Издательство ВВМ», 2021. С. 60–63.
6. Коробкина Н. И. Окказиональная антономасия в коммуникативном пространстве современного рус-ского языка // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 4 (127). С. 95–100.
7. Шаховский В. И. English stylistics (Стилистика английского языка). М.: Ленанд, 2019. 232 с.
Для цитирования
Коробкина Н. И. Стилистическая окказиональность эпитета как тропно-фигурального средства // Гуманитарно-педагогические исследования. 2022. Т. 6. № 2. С. 43–48.