Скачать PDF

Аннотация. Эффективная коммуникация на иностранном языке предполагает умение фонетически правильно оформлять свою речь. В условиях неязыкового вуза совершенствование фонетической компетенции, как составной части иноязычной коммуникативной компетенции, представляет сложную задачу. В статье представлен обзор работ по проблемам обучения студентов неязыковых вузов произносительным навыкам английской речи; рассмотрены приемы, используемые для развития фонетической компетенции, предлагаемые российскими и зарубежными авторами. Проанализированы причины, затрудняющие процесс работы над совершенствованием фонетической компетенции в неязыковом вузе. Цель статьи – представить описание условий для развития произносительных навыков студентов-нефилологов, а также определить приоритетные аспекты обучения английскому языку для успешного продуцирования и восприятия английской речи с точки зрения самих учащихся. На основе анкетирования студентов младших курсов получены данные, раскрывающие отношение учащихся неязыковых специальностей к необходимости изучения английского языка и овладения его произносительной стороной, а также понимание перспектив его использования в будущей профессиональной деятельности в условиях глобализации. На основе полученных в ходе анкетирования материалов сделаны выводы о том, что несмотря на понимание обучающимися необходимости использования английского языка для устного общения и значимости овладения фонетической компетенцией для успешной коммуникации, знание лексики английского языка представляется студентам первостепенным для успешного процесса как продуцирования, так и восприятия английской речи. Намечены перспективы дальнейшей разработки проблемы формирования фонетической компетенции в неязыковом вузе.

Ключевые слова: неязыковой вуз, обучение английскому языку, фонетическая компетенция, мотивация, анкетирование.

 

Сведения об авторе

Макарова Елена Николаевна – доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой делового иностранного языка Уральского государственного экономического университета (Екатеринбург, Россия); Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Литература

1. Веренинова Ж. Б Фонетическая база английского языка в сопоставлении с фонетической базой русского языка : учеб. пособие. 3-e изд., nepepaб. и доп. М. : МГЛУ, 2012. 148 с.

2. Вишневская Е. М. Структура и содержание англоязычной фонетической компетенции студентов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 2(118). С. 37–42.

3. Галочкина И. Е. Фонетический курс английского языка : учеб. пособие для студентов отделения «Психология». М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2011. 104 с.

4. Журий Т. В. Обучение произношению в истории отечественной и зарубежной методики преподавания // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 73-2.С. 54–59.

5. Ермолова Т. В. Использование аутентичных материалов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Современное педагогическое образование. 2020. № 6. С. 51–56.

6. Каргина Е. М. Анализ методических подходов в развитии фонетического навыка студентов технических вузов на начальном этапе обучения Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12, № 2. C. 255–258.

7. Карпова А. В. Фонетическая грамотность и распространенные фонетические ошибки современных студентов неязыковых вузов (на примере английского языка) // Филологический аспект. 2020. № 4(60). С. 255–265.

8. Лаврова О. А. К проблеме разработки вводно-фонетического курса для студентов неязыковых направлений подготовки // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2015. №4 (715). С. 72–79.

9. Матвеева Н. В. Обучение фонетике английского языка в профессиональном образовании // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, № 1(46). С. 124–135.

10. Мжельская О. К. Английский язык как лингвафранка и специфика его изучения // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2017. № 2(28). С. 58–61.

11. Монастырская Е. А., Митякина О. В. Формирование коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов посредством интернет-ресурсов // Мир науки. Педагогика и психология. 2020.Т. 8, № 4.URL: https://mir-nauki.com/PDF/48PDMN420.pdf(дата обращения: 14.03.2022).

12. Петрусевич П. Ю. Гуманитаризация процесса формирования фонетической компетенции студентов неязыковых вузов // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 1(92). С. 187–191.

13. Померанцева Н. Г., Сырина Т. А. Интернет-платформы как способ интенсификации обучения иноязычной монологической речи // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 12-3(66). C. 207–209.

14. Тымбай А. А. К вопросу о роли фонетики в программе обучения иностранному языку в рамках высшего профессионального образования (из опыта работы в МГИМО МИД России) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 2. С. 144–156.

15. Устинова Н. П. Формирование и совершенствование фонетической компетенции студентов технических специальностей // European research. 2017. № 3(26). С. 32–36.

16. Худинша Е. А. Некоторые трудности при обучении фонетике английского языка в неязыковом вузе// Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2019. № 4(19). URL: https://e-journal.omgau.ru/images/issues/2019/4/00793.pdf (дата обращения: 05.03.2022).

17. Шалыгина А. А. Специфика обучения иноязычному аудированию студентов естественнонаучного профиля // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2015. № 34. С. 154–162.

18. Шамина Е. А. Фонетика и грамматика – близнецы-братья: обучение произношению английских грамматических структур // Обучение иностранному языку студентов высших и средних образовательных учреждений на современном этапе) : материалы Всерос. нац. науч.-метод. видеоконф. Благовещенск :АмГУ, 2018.С. 129–135.

19. Шевченко О. Г. От метода имитации к стратегиям самоконтроля и самооценки в формировании интонационных навыков (обзор методик обучения английской интонации) // Вестник Томского государственного педагоги-ческого университета. 2017. № 8(185). С. 28–36.

20. Шевченко Т. И. Когнитивная интеграция фонетики и фонологии в свете проблем обучения иностранному языку // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2016. № 10(749). С. 71–78.

21. Шевченко Т. И., Галочкина И. Е. Навстречу согласию: фонетическая адаптация собеседников в диалоге //Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2016. № 1(740). С. 185–203.

22. Baker A. Ship or Sheep? An Intermediate Pronunciation Course. 2nd edition. Cambridge : Cambridge University Press, 1981.168 p.

23. Cauldwell R. Pronunciation and listening require separate models of speech //Proceedings of the 5th Pronunciation in Second Language Learning Teaching Conference / ed. by J. Levis, S. McCrocklin. Ames :Iowa State University 2014. P. 40–44.

24. TaşerD. Current issues in pronunciation teaching // Towards Higher Edu-cation: Teaching for a Better World in the 21st Century :2nd ELT conference proceedings. Istanbul :Boğaziçi University, 2019. P. 1–12.

25. Haggag M. H. Teaching phonetics using a mobile-based application in an EFL context // European Scientific Journal. 2018.Vol. 14, iss. 14. P. 189.

26. Ibrahem T. Using sitcoms to improve EFL college students’ phonetic competence // e-Penang International Conference of Education and Social Science (e-PICESS) 2021. Penang :UniversitiSainsMalaysia, 2021. P. 168.

27. Jenkins J.English medium instruction in higher education: the role of ELF // Second Handbook of English Language Teaching/ ed. by A. Gao, C. Davison, C. Leung. Cham :Springer,2018. P. 1–18.

28. Kissova O. The role and goals in teaching English pronunciation // 6th SWS International Scientific Conference on Arts and Humanities ISCAH 2019. Vienna : SGEM, 2019. P. 827–834.

 

Для цитирования

Макарова Е. Н. Развитие фонетических навыков у студентов неязыкового вуза в эпоху глобализации // Гуманитарно-педагогические исследования. 2022. Т. 6. № 2. С. 19–28.