Скачать PDF

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме развития познавательного активности обучающихся в условиях дополнительного образования. Авторы обосновывают целесообразность совершенствования традиционных подходов к ее решению. В работе выделены особенности содержания категории «познавательная активность обучающихся». Сделан вывод о том, что познавательный интерес и мотивация являются основными составляющими познавательной активности современных школьников. Особую роль в указанном процессе играет использование таких методик и технологий, которые позволили бы повысить мотивацию и достижение поставленных целей обучения. Эти структурные элементы являются ключевыми в выборе методов и средств развития познавательной активности. В работе представлены результаты исследования, целью которого стало сопоставление результатов диагностики уровня развития познавательной активности обучающихся на базе МАУ ДО «Дворец творчества детей и молодёжи» г. Магнитогорска и соответствующего опроса родителей. На основе данных результатов были определены тенденции и приоритеты в совершенствовании методов и приемов развития познавательной активности обучающихся. Материалы статьи включают опыт работы, который позволил педагогам решать задачи развития познавательной активности обучающихся, осуществлять взаимодействие с родителями, оказывая им необходимую помощь и поддержку, путем организации и проведения специально разработанных мероприятий. Условия, созданные в данном образовательном учреждении, расширяют возможности для самореализации личности ребенка, раскрытия его индивидуальных способностей и возможностей. Обобщенные результаты опроса родителей относительно познавательной активности детей свидетельствуют о том, что необходима интеграция усилий специалистов образовательного учреждения и родителей. В целом, следует подчеркнуть высокую степень заинтересованности родителей и удовлетворенность качеством образовательных услуг МАУ ДО «ДТДМ», направленных на развитие познавательной активности детей. Анализ результатов исследования дал четкое представление о необходимости разработки программы по развитию познавательной активности обучающихся в условиях учреждений дополнительного образования. Целью подобной программы должно стать развитие познавательной активности детей на основе системы развивающих занятий, где бы использовались современные комплексные методы и технологии развития у детей познавательной активности, была бы осуществлена структуризация методического и диагностического материала, учитывались бы возрастные и индивидуальные особенности детей. Создание подобной программы позволит системно и интегративно развивать познавательную активность обучающихся, способствовать полноценному развитию и саморазвитию личности.

Ключевые слова: познавательная активность, познавательный интерес, обучающиеся, дополнительное образование, средства обучения.

 

Сведения об авторах

Супрун Нелли Геннадьевна – доцент, кандидат философских наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Томаров Алексей Владимирович – доцент, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Литература

1. Бурдяк А. Я. Дополнительные занятия по школьным предметам: мотивация и распространенность // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. № 2. C. 96–112.

2. Дементьева О. М. Особенности познавательной деятельности в образовательном процессе. // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. С. 78–79.

3. Золотарева А. В., Куличкина М. А., Синицын И. С. Концепция обеспечения доступности дополнительных общеобразовательных программ // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 6. С. 61–74.

4. Иванюшина В. А., Александров Д. А. Социализация через неформальное образование: внеклассная деятельность российских школьников // Вопросы образования. 2014. № 3. С. 174–196.

5. Косарецкий С. Г., Куприянов Б. В., Филиппова Д. С. Особенности участия детей в дополнительном образовании, обусловленные различиями в культурно-образовательном и имущественном статусе семей и месте проживания // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 168–190.

6. Куприянов Б. В. Воспитание и социализация в учреждениях дополнительного образования детей // Дополнительное образование и воспитание. 2016. № 7. С. 27–28.

7. Пешкова Н.Ю. Развитие познавательной активности обучающихся в системе дополнительного образования // Студент и наука (гуманитарный цикл): материалы междунар. студ. науч.-практ. конф. / гл. ред. Н. Н. Макарова, отв. ред. М. С. Закамалдина. Магнитогорск : Изд-во МГТУ им. Г.И. Носова, 2020. С.1000-1007.

8. Поплавская А. А., Груздев И. А., Петлин А. В. Выбор организаций дополнительного образования детей в России: к постановке проблемы // Вопросы образования. 2018. № 4. С. 261–281.

 9. Саенко Л. А., Зритнева Е. И. Анализ факторов, приводящих к деструкции социализации обучающихся // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70). С. 70–71.

10. Смирнова Л. Е. Теоретические основы проблемы оценивания и его роли в развитии познавательной активности учащихся // Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова. ФЛИНТА. Наука. 2014. С. 128–129.

11. Собкин В. С, Калашникова Е. А. Ученик основной школы: отношение к дополнительному образованию // Вопросы психологии. 2013. № 4. С.16–26.

12. Спилберг Ч. Д. Оценка уровня познавательной активности. М.: Просвещение, 1987. 116 с.

13. Чеснокова Л. В. Развитие познавательной активности младших школьников посредством интегрирования предметов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2008. № 7. С. 118–124.

 

Для цитирования

Супрун Н.Г., Томаров А. В. К вопросу развития познавательной активности обучающихся в условиях дополнительного образования // Гуманитарно-педагогические исследования. 2022. Т. 6. № 3. С. 13–18.