Скачать PDF

Аннотация. В статье рассматривается проблема готовности будущих учителей к выявлению и профилактике буллинга в школьной среде, участниками которого могут быть обучающиеся, учителя и/или другие работники образовательного учреждения. Рассматривая буллинг как социально-педагогическую проблему, автор подчеркивает особенности буллинга в образовательных учреждениях, исследует виды и причины его возникновения. В качестве методической основы исследования выступают научные разработки по проблеме буллинга, выполненные отечественными и зарубежными авторами. Анализируя формы проявления буллинга в образовательной среде, автор уделяет отдельное внимание явлению агрессии между ребенком школьного возраста и значимым взрослым. Для профилактической работы педагога важно опознавание ролей, которые могут играть участники буллинга, поскольку каждый из них в данной ситуации преследует свои цели и попадает в нее по разным причинам. Описание факторов, провоцирующих буллинг среди обучающихся, соотнесено с характеристиками основных форм проявления данного социального явления среди школьников и педагогов. В доказательство необходимости специального обучения будущих педагогов методам выявления и профилактики разных форм насилия в школе автор статьи провел специальный опрос студентов колледжа 3-4 курсов. Объем выявленных знаний по проблеме буллинга показал их недостаточность для осуществления педагогической деятельности опрошенных студентов в будущем, а следовательно, нельзя ожидать, что неподготовленный педагог сможет оказать квалифицированную помощь обучающимся в разрешении и предотвращению подобного рода конфликтов. Автор дает некоторые рекомендации по организации работы по профилактике и выявлению буллинга в школе. Результаты исследования будут полезны администрации учебных заведений, а также педагогам-психологам, учителям, преподавателям, социальным педагогам. Материалы статьи можно использовать педагогам при проведении различных бесед. классных часов, родительских собраний и т.д.

Ключевые слова: буллинг, кибербуллинг, учитель, школа, профилактика, готовность, проблема школьного буллинга.

 

Сведения об авторе

Тельминова Александра Валерьевна – аспирант кафедры педагогического образования и документоведения Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»; педагог-психолог Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Магнитогорский педагогический колледж», Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

 

Литература

1. Бердышев И. С., Нечаева М.Г. Медико-психологические последствия жестокого обращения в детской среде [Электронный ресурс] // Вопросы диагностики и профилактики: Практическое пособие для врачей и социальных работников. СПб. : Санкт-Петербургское государственное учреждение социальной помощи семьям и детям «Региональный центр «Семья», 2005. URL: http://www.homekid.ru/bullying/bullyingPart1.html#d. (дата обращения: 20.03.2022).

2. Лэйн Д. Школьная травля (буллинг). Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна, Э. Миллера. СПб: Питер, 2001. 448 с.

3. Малкина-Пых И. Г. Психология поведения жертвы. 2-е изд. СПб. [и др.] : Питер, 2017. 831 с.

4. Мальцева О. А. Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде и способы ее пре-одоления // Тюменский государственный университет. 2011. № 7. С. 51–54.

5. Мерцалова Т. Насилие в школе: что противопоставить жестокости и агрессии? [Электронный ресурс] // Директор школы, 2000. № 3. С. 25–32.

6. Молчанова Д. В., Новикова, М. А. Противодействие школьному буллингу: анализ международного опыта. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 72 с.

7. Зиновьева Н. О., Михайлова Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. СПб.: Речь, 2005. 248 с.

8. Шалагинова К. С. Теоретико-методические основы деятельности педагога - психолога по предотвра-щению буллинга в школах Тульского региона: гендерно-возрастной аспект. Тула: Изд-во «ГРИФ и К»,  2014.  237 с.

9. Шереги Ф. Э. Социология девиации : монография. 2-е изд., испр. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2019. 332 с.

10. Olweus D. Bullying at school: What we know and what we can do. Malden, MA: Blackwell Publishing, 1993. 140 p.

11. Olweus D. Victimization by peers: Antecedents and long-term outcomes // Social withdrawal, inhibition, and shyness / eds K. H. Rubin, J. H. B. Asendort. Hillsdale, NJ : Erlbaum, 1993. P. 315–341.

12. Olweus D, Limber S. P., Flerx V.C., Mullin N, Riese J., Snyder M. Olweus bullying prevention program: Schoolwide guide. Center City, MN: Hazelden, 2007.

 

Для цитирования

Тельминова А. В. Школьный буллинг в аспекте готовности будущих учителей к его профилактике // Гуманитарно-педагогические исследования. 2022. Т. 6. № 2. С. 6–12.