Скачать PDF

DOI: 10.18503/2658-3186-2022-6-1-19-33

Аннотация. В статье представлено описание наиболее интересных современных образовательных техник, технологий, методик, педагогических приемов, профессиональных «фишек» преподавателей вуза, которые можно транслировать и использовать в преподавании различных вузовских дисциплин. Данные методики, техники, технологии и педагогические приемы были представлены на учебно-методическом конкурсе, организованном в ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова». Конкурс проходил в период с октября по декабрь 2021 года на базе института гуманитарного образования. В статье описаны и пояснены такие образовательные технологии, как технология опережающего обучения, интерактивное обучение, современные информационно-коммуникативные технологии; технологии критического мышления и «кейс-стади»; геймификация; технология «перевернутый класс»; проектная деятельность; сингапурская методика обучения; технология проблемного обучения. Авторы представляют ряд частных методов: «бином фантазии», «грамматика фантазии», метод интегрированных упражнений, метод телекоммуникационных проектов, метод информационно-коммуникативных технологий; дыхательная медитация; метод «интеллект-карта(ы)»; метод «скрайбинг»; метод «брэйнрайтинг»; метод контрольных вопросов; Talking Man; приложение «Облако ответов» – Mentimeter. Авторы раскрытвают суть следующих педагогических приемов и форм: приемов активного обучения; имитационной модели учебной ситуации; мозговой атаки в процессе решения конкретной ситуации; организации командной работы над ситуацией; тематической дискуссии; игровых упражнений; деловых игр; игровых занятий на машинных моделях и проектирования; индивидуальных и инновационных игр; «контурных» деловых игр и моделирования ситуаций; организационно-деятельностных тренингов; анализа конкретных ситуаций; группового и индивидуального тренинга; имитационных упражнений; кейс-технологий; «мозговая атака»; решения конкретных ситуаций; синектики; приемов «Лампочка» и «Поставь цель!».

Ключевые слова: учебно-методический конкурс, альтернативные формы проведения занятий, инновационный формат обучения, современные технологии проведения учебных занятий в вузе, инновационные техники и технологии обучения, педагогические находки и достижения, педагогические приемы, метапредметные и междисциплинарные связи.

 

Сведения об авторах

Абрамзон Татьяна Евгеньевна – профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры языкознания и литературоведения, директор Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова», Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 

Неретина Татьяна Геннадьевна – доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического образования и документоведения Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова», Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 

Колдомасов Илья Олегович – доцент, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова», Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 

Харитонова Светлана Викторовна– доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры языкознания и литературоведения Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова», Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  

Лукина Оксана Анатольевна – доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков по техническим направлениям Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова», Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 

Потрикеева Елена Сергеевна – доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики и перевода Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова», Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 

 

Литература

1. Артамонова М. В. Обучение проектной деятельности студентов-лингвистов // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования : тезисы докладов 77-й Междунар. научно-технич. конф. / гл. ред. О. Н. Тулупов. Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2019. Т. 2. С. 340.

2. Буряк Е. М. Возможности использования социальных сетей для преподавания дисциплины «История» по непрофильным специальностям // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования : тезисы докладов 79-й Междунар. науч.-техн. конф. / гл. ред. О. Н. Тулупов. Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2021. Т. 2. С. 540.

3. Гасаненко Е. А., Зеркина Н. Н., Лукина О. А. Business english in use: лабораторный практикум с использованием методики профессионального имидж-проектирования : практикум [Электронный ресурс]. Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2019. URL: https://magtu.informsystema.ru/uploader/ fileUpload?name=3843.pdf&show=dcatalogues/1/1530281/3843.pdf&view=true (дата обращения: 08.12.2021).

4. Деннисон П. Е., Деннисон Г. Е. Гимнастика мозга : книга для учителей и родителей : дополнение к «Гимнастике мозга» : простые упражнения для активизации обоих полушарий. СПб : Весь, 2015. 307 с.

5. Лукина О. А. Культурологическая компетенция и современный урок иностранного языка в техническом вузе // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова. 2005. № 2 (10). С. 90–91.

6. Лукина О. А., Савва Л. И., Гасаненко Е. А., Солдатченко А. Л.  Понятийная матрица проблемы поиска педагогических условий формирования профессионального имиджа обучающихся технического вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 56–60.

7. Лысенкова С. Н. Методом опережающего обучения: книга для учителя : из опыта работы. М. : Просвещение, 1988. 192 с.

8. Михеева М. М., Терехова Н. Ю.  Методы поиска творческих идей [Электронный ресурс]. М. : МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2018. URL: http://design.bmstu.ru/assets/methods/methodpoiska_2019.pdf (дата обращения: 08.12.2021).

9. Мокрополова И. Ю. Использование обучающих структур сингапурской методики для повышения качества обучения школьников // Инновационные педагогические технологии : матер. Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). Казань : Бук, 2014. С. 186–188.

10. Мусийчук М. В. Дюжина приемов остроумия как эффективная форма трансформации эмоциональных состояний личности // Здоровьесбережение в условиях цифровой трансформации общества: педагогические технологии – от проблем к решениям : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию ООН / под ред И. А. Кувшиновой, В. А. Чернобровкина, Е. А. Овсянниковой и др. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2020. С. 279-282.

11. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под общей ред. В. С. Кукушина. М. : ИКЦ «МарТ» ; Ростов-на-Дону : Издательский центр «МарТ», 2004. С. 98.

12. Полат Е. С. , Бухаркина М. Ю. , Моисеева М. В. , Петров А. Е.  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред.Е. С. Полат. 2-е изд., стер. М. : Академия. 2005. 272 с.

13. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2010. 368 с.

14. Ремизова И. А. Развитие креативного мышления с использованием обучающих структур сингапурского метода обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 16. С. 153–159. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23831393 (дата обращения: 08.12.2021).

15. Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй / пер. с итал. Ю. А. Добровольской ; 2-е изд. М. : Прогресс, 1990. 191 с.

16. Савва Л. И., Гасаненко. Е. А. Профессиональный имидж студента технического вуза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 2. С. 170–177.

17. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1. М. : НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.

18. Харитонова С. В. Технологии обучения профессионально-орентированному иностранному языку в техническом вузе [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы языковой подготовки в техническом вузе: традиции и инновации : сб. тр. Всерос. заочной науч.-практ. конф. с межд. участием / под общ. ред. Л. А. Барановской. Красноярск : СибГУ им. М. Ф. Решетнева. 2020. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42351757_28256204.pdf (дата обращения: 08.12.2021).

19. Чернобровкин В. А., Пустовойтова О. В. Сущность и значение проектной деятельности для современных дошкольных образовательных организаций // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 6. С. 261–265.

20. Blended Learning. Kombiniertes Lernen im Fremdsprachenunterricht // Fremdsprache Deutsch. Heft 42, 2010. 164 р. URL: https://lehrerraum.files.wordpress.com/2010/11/fremdsprache-deutsch1-heft-42-2010-d0b2d192e2809c-blended-learning-978-3-19-669183-2_42.pdf (дата обращения: 08.12.2021).

21. Gui1fогd J. P. The structure of intellect // Psychol. Bull. 1956. № 53. Р. 267–293.

 

Для цитирования

Абрамзон Т. Е., Неретина Т. Г., Колдомасов И. О., Харитонова С. В., Лукина О. А., Потрикеева Е. С. Учебно-методический конкурс в вузе как инновационная форма обмена педагогическим опытом // Гуманитарно-педагогические исследования. 2022. Т. 6. № 1. С. 19–33.