DOI: 10.18503/2658-3186-2022-6-1-12-18
Аннотация. Публикация посвящена актуальной проблеме применения цифровых технологий, инновационных решений и информационно-коммуникационных средств в процессе обучения людей с нарушениями зрения. В статье представлено описание наиболее прогрессивных цифровых технологий и специфики их использования в образовании людей с нарушением зрения. Отдельное внимание уделено предпосылкам и условиям успешного применения цифровых новинок в создании инклюзивной образовательной среды для обучающихся с нарушениями зрения. Отмечается, что вопросы создания безбарьерной образовательной среды с использованием передовых цифровых технологий для людей с нарушениями зрения остаются открытыми и требуют дальнейшей проработки. Результаты исследования показали необходимость не только расширять возможности образования лиц с нарушениями зрения, с учетом новейших цифровых технологий, но и разрабатывать дидактические материалы, адаптировать учебные программы и образовательную среду в целом к применению инновационных методик с использованием цифровых технологий для максимального удовлетворения образовательных потребностей и запросов людей с нарушениями зрения. На основе изучения научных работ и результатов отечественных и зарубежных исследований сделан вывод о том, что использование цифровых технологий в инклюзивной образовательной среде для людей с нарушением зрения позволит: преодолевать социально-психологические барьеры, открывать альтернативные пути получения знаний, получать доступ к различным дидактическим материалам в доступном приемлемом формате, совершенствовать существующие и создавать новые методы и формы образования лиц с нарушениями зрения.
Ключевые слова: инклюзивная образовательная среда, информационно-коммуникационные технологии, цифровые технологии, обучающиеся с нарушением зрения.
Сведения об авторах
Мелихов Юрий Васильевич – Председатель Магнитогорской Местной организации Всероссийского общества слепых (Магнитогорской МО ВОС), Магнитогорск, Россия; Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Тугулева Галина Витальевна – доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры, доцент кафедры дошкольного и специального образования Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Литература
1. Бугровский А. И. Группы интересов в социальной политике России: пример всероссийских обществ инвалидов, слепых, глухих // Социально-политические науки. 2020. Т. 10. № 6. С. 129–136.
2. Дохоян А. М., Маслова И. А. Ассистивные технологии в инклюзивном образовании: учебное пособие. М. : Ай Пи Ар Медиа, 2020. 90 с.
3. Овсянникова Е. А., Тугулева Г. В., Хабибулин Д. А. Инклюзивная образовательная среда как аспект социально-психологической адаптации студентов с ОВЗ // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-4. С. 305–307.
4. Пекпаева М. А. Информационное общество: современные реалии и проблемы развития // Вопросы политологии. 2020. Т. 10. № 11 (63). С. 3364-3374.
5. Рощина М. А. Тифлоинформационная грамотность как фактор повышения качества жизни инвалидов по зрению // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2013. № 4 (32). С. 76-81.
6. Соколов В. В. Современные компьютерные технологии в инклюзивном обучении студентов с глубокими нарушениями зрения [Электронный ресурс] // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. URL: https://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44235_full.shtml (дата обращения 25.01.2022).
7. Тугулева Г. В., Мицан Е. Л., Галимзянова Т. Н. Тьюторское сопровождение студентов с ОВЗ в условиях профессиональной подготовки // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: тезисы докладов 78-й междунар. науч.-техн. конф. /гл. ред. О. Н. Тулупов. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова,2020. Т.2. С. 556.
8. Чойжалсанова А. Ц. Новые возможности и барьеры социальной адаптации лиц с ОВЗ в условиях цифровой трансформации // Фундаментальные исследования. 2021. № 11. С. 190–194.
9. Швецов В. И., Рощина М. А. Педагогическое сопровождение освоения и применения компьютерных технологий как средства социальной интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения // Вестник ННГУ. 2012. № 4-1. С. 54–55.
10. IT-технологии как средство реабилитации незрячих людей: состояние, проблемы и перспективы: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конференции (30 ноября - 2 декабря 2011 г., г. Пермь) / под ред. А. П. Субботина // Пермская краевая специальная библиотека для слепых. Пермь, 2011. textarchive.ru [сайт]. URL: https://textarchive.ru/c-1560512-pall.html (дата обращения: 25.01.2022).
11. Cheng R. et al. Hierarchical visual localization for visually impaired people using multimodal images //Expert Systems with Applications. 2021. Т. 165. С. 113743.
12. European comparative data on Europe 2020 and persons with disabilities: labour market, education, poverty and health analysis and trends. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2021. 266 р.
13. Khan, Sulaiman Analysis of Navigation Assistants for Blind and Visually Impaired People: A Systematic Review // IEEE access: practical innovations, open solutions. 2021. Volume 9; pp 26712–26734.
14. Long-term care report: trends, challenges and opportunities in an ageing society. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2021. 141 р.
15. Nadhir Ab Wahab, Mohd Text Reader for Visually Impaired Person // Journal of physics. 2021. Conference series. Vol. 1755: Issue 1; рр 89–95.
16. Plikynas, Darius Research advances of indoor navigation for blind people: A brief review of technological instrumentation // IEEE instrumentation & measurement magazine. 2020. Vol 23: N. 4; pp 22–32.
Для цитирования
Мелихов Ю. В., Тугулева Г. В. Новые цифровые решения в обучении людей c нарушением зрения в современной инклюзивной образовательной среде // Гуманитарно-педагогические исследования. 2022. Т. 6. № 1. С. 12–18.