Скачать PDF

DOI: 10.18503/2658-3186-2022-6-1-06-11

Аннотация. В статье представлено описание опыта использования средств разных видов искусства в педагогической практике. Исторический обзор литературы по применению указанных средств в образовании и социальной сфере показал, что принципы воздействия произведений искусства на людей интересовали ученых во все времена. Анализ соединения искусства и педагогики в диахроническом аспекте свидетельствует, что искусству отведена огромная роль в формировании личности в целом. В двадцатом веке исследователи разных областей науки и практики – педагоги, врачи, дефектологи, психологи – стали рассматривать искусство не только как средство развития и одухотворения человека, но и как сферу деятельности, которая выполняет лечебную, профилактическую, восстановительную и коррекционную функции. В конце ХХ века арт-терапия стала все активнее применяется психологами, дефектологами, педагогами в учреждениях культуры и образования. В настоящее время в научном мире постоянно исследуются и разрабатываются арт-терапевтические и артпедагогические технологии работы с обучающимися разных возрастов. Артпедагогика является педагогическим направлением арт-терапиии определяется и как раздел альтернативной педагогики, в которой особое значение отводится субъект-субъектным отношениям, и как направление игровой и социокультурной педагогики, где большую роль играет педагогическая импровизация. Особое значение в артпедагогике имеет личность учителя, способного создавать учебно-развивающееся творческое пространство. В настоящее время в артпедагогике разрабатываются различные артпедагогические технологии, которые направлены на развитие мышления, эмоционально-волевой сферы обучающихся и их активной деятельности как субъектов образовательного процесса через игру, художественное слово, картины, природные звуки, музыку, цвет, тактильные ощущения.

Ключевые слова: образование, искусство, средства искусства, арт-терапия, артпедагогика, артпедагогические технологии.

 

Сведения об авторе

Неретина Татьяна Геннадьевна – доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического образования и документоведения Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 

 

Литература

1. Анисимов В. П., Скворцова Т. П. Арт-педагогическая профилактика негативизма детей: монография. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2017. 228 с.

2. Брагина Л. М. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Идеалы и практика культуры. М. : Академия, 2002. 265 с.

3. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением: клиническая терапия творчеством, духовной культурой // Московский психотерапевтический журнал. 1999. № 1. С. 19–42.

4. Выготский Л. С. Психология искусства. М. : Искусство, 1986. 572 с.

5. Жильсон Э. История христианской философии в средние века. Избранное. Христианская философия. /пер. с франц. и англ. М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. 704 с.

6. Кириченко К. В. Арт-педагогические технологии в условиях дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2017. № 42 (176). URL: https://moluch.ru/archive/176/45994/ (дата обращения: 15.01.2022).

7. Командышко Е. Ф. Педагогический потенциал искусства в творческом развитии учащейся молодежи: интегративный подход: монография. М. : ИХО РАО, 2011. 292 с.

8. Коменский Я. А. Великая дидактика [Электронный ресурс] Приложение к журналу «Наша начальная школа». СПб : Изд-во «Симашко», 1875. 287 с. // Портал Национальной электронной библиотеки. URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_004424522?page=191&rotate=0&theme=white (дата обращения: 15.01.2022).

9. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб. : Питер, 2002. 368 с.

10 Корженко О. М., Заргарьян Е. А. Артпедагогика сегодня: цели и перспективы развития // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). СПб: Реноме, 2013. С. 95-97.

11. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб. : Речь, 2003. 256 с.

12. Лыскина Н. А. Арт-педагогика – история, проблемы, применение //ООО «Казар». Образовательная социальная сеть «Nsportal.ru» [сайт]. URL: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2014/11/28/art-pedagogika (дата обращения: 15.01.2022).

13. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений. М. : Academia, 2001. 246 c.

14. Неретина Т. Г. К вопросу об особенностях реализации инклюзивного образования // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. Магнитогорск : Магнитогорск. гос. техн. ун-т им. Г. И. Носова. 2017. Т. 2. С. 274–277.

15. Овсянников М. Ф. История эстетической мысли. М.: Высшая школа, 1978. 352 с.

16. Сазонова Т. В. Искусство – средство творческого развития и коррекции личности. Тамбов. Тамбовский ИПКРО. 2006. 246 с.

17. Сергеева Н. Ю. Исторический опыт использования потенциала искусства в социально-образовательной сфере [Электронный ресурс] // Сибирский педагогический журнал. 2008. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskiy-opyt-ispolzovaniya-potentsiala-iskusstva-v-sotsialno-obrazovatelnoy-sfere (дата обращения: 15.01.2022).

18. Шевченко Ю. С., Крепица А. В. Принципы арттерапии и артпедагогики в работе с детьми и подростками : метод. пособие. Балашов : Изд-во Балашов. пед. ин-та, 1998. 53 с.

 

Для цитирования

Неретина Т. Г. Анализ опыта использования средств искусства в образовании // Гуманитарно-педагогические исследования. 2022. Т. 6. № 1. С. 6–11.