DOI: 10.18503/2658-3186-2021-5-4-77-90
Аннотация. С каждым годом физическая активность детей снижается, что обусловлено возросшим интересом к цифровому миру, который предполагает физическую пассивность. Малоподвижный образ жизни ребенка может привести к неразвитию таких качеств, как ловкость и гибкость, обеспечивающих хорошую физическую подготовку человека, а значит и его здоровье. Однако мы видим решение данной проблемы в использовании танцевальных и фитнес упражнений. В настоящее время фитнес и танцы являются одним из наиболее популярных направлений деятельности детей, в том числе и дошкольного возраста, и не вызывают отрицательных эмоций, как, например, занятия физической культурой. В данной статье представлены результаты эксперимента, проведенного на базе дошкольной образовательной организации «Центр развития ребенка – детский сад № 165» города Магнитогорска. Целью исследования явилась проверка гипотезы, что танцы и занятия фитнес-аэробикой позволяют развить у детей такие физические качества, как гибкость и ловкость. Исследование осуществлялось с опорой на труды известных методологов в области физического развития детей дошкольного возраста, а инструментами исследования стали методики по определению ловкости В. И. Ляха, В. Г. Гришина, Е. Н. Вавиловой, а также по установлению уровня сформированности гибкости по методике Л. Б. Лагутина. Экспериментальная работа проводилась в полевых условиях, полученные данные носят первичный характер. Также в статье представлены результаты эксперимента, которые показали положительную динамику по развитию ловкости и гибкости у детей после проведения с ними танцевальных занятий и фитнес-аэробики. Поэтому разработанные и представленные в работе комплексы упражнений могут эффективно применяться при решении поставленной задачи.
Ключевые слова: физические качества, ловкость, гибкость, танцевальные упражнения, фитнес-аэробика, дети старшего дошкольного возраста, физическое развитие.
Сведения об авторах
Пустовойтова Ольга Васильевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры дошкольного и специального образования Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Носова, Магнитогорск, Россия. Носова Магнитогорский государственный технический университет, Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Яковлева Лариса Анатольевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального образования Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Носова, Магнитогорск, Россия. Носова Магнитогорский государственный технический университет, Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Шепилова Наталья Анатольевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального образования Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Носова, Магнитогорск, Россия. Носова Магнитогорский государственный технический университет, Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Борисенко Анастасия Сергеевна – студент (направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (английский и немецкий язык), Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Носова, Магнитогорск, Россия. Носова Магнитогорский государственный технический университет, Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Литература
1. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность. М. : Наука, 1990. 494 с.
2. Бондаренко Е. В. Развитие гибкости и силовых способностей на занятиях аэробикой. Тула : РУС, 2006. 37 с.
3. Борисова М. М. Организация занятий фитнесом в системе дошкольного образования. М. : Академия, 2014. 296 с.
4. Бумарская Н. Н. Комплексы упражнений для развития гибкости. М. : МИСИ - МГСУ, 2017. 128 с.
5. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. СПб: Ленинградский областной институт развития образования, 2000. 342 с.
6. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. М. : Наука, 1981. 243 с.
7. Гришин В. Г. Серсо в детском саду. М. : Просвещение, 1985. 63 с.
8. Лагутин А. Б. Двигательные задания и упражнения для физического развития детей 4–6 лет. М. : Наука,1996. 321 с.
9. Лях В. И. Гибкость и методика её развития. М. : АСТ, 1999. 125 с.
10. Лях В. И. Координационные способности: диагностика и развитие. М. : ТВТ Дивизион, 2006. 290 с.
11. Машукова Ю. М. Степ гимнастика в детском саду. М. : Терра-Спорт, 2009. 65 с.
12. Морозова Л. В. Стретчинг. М. : ООО Бук, 2018. 156 с.
13. Нельсон А. Анатомия упражнений на растяжку: иллюстрированное пособие по развитию гибкости и мышечной силы. М. : Попурри, 2016. 63 c.
14. Нельсон А. Анатомия упражнений на растяжку. Минск : Поппури, 2014. 224 с.
15. Покровский Е. А. Игры на развитие ловкости. Коллекция русских детских игр. СПб. : Речь, 2010. 127 с.
16. Пустовойтова О. В., Шепилова Н. А., Яковлева Л. А. Проектная деятельность в дошкольном образовании: монография. Магн. гос. техн. ун-т им. Г.И Носова. 2021. 180 с.
17. Русаков В. Я. Методы совершенствования физической подготовки. М. : АРТ, 2007. 234 с.
18. Рыбкина О. Н. Фитнес в детском саду. Программа и конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М. : АРКТИ, 2020. 104 с.
19. Сайкина Е. Г. Детский фитнес. М. : ООО «УИЦ «ВЕК», 2006. 160 с.
20. Семенов Ю. В. Основы фитнес-аэробики. Пенза : Пенз. гос. ун-т, 2010. 145 с.
21. Сулим Е. В. Детский фитнес. Физическое развитие детей 3–5 лет. М. : Сфера, 2018. 160 с.
22. Шебеко В. Н. Физическое воспитание дошкольников. М. : Академия, 1997. 184 с.
23. Шепилова Н. А., Пустовойтова О. В., Яковлева Л. А. Комплексное сопровождение здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста // Перспективы Науки и Образования. 2021. № 3 (51). С. 199–218.
Для цитирования
Пустовойтова О.В., Яковлева Л.А., Шепилова Н.А., Борисенко А.С. Танцы и фитнес как средства развития гибкости и ловкости у детей старшего дошкольного возраста // Гуманитарно-педагогические исследования. 2021. Т. 5. № 4. С. 77–90.