DOI: 10.18503/2658-3186-2021-5-4-73-76
Аннотация. Школьные и студенческие медиа могут и должны стать инструментом формирования речевых компетенций обучающихся. Во-первых, данный формат коммуникации в силу специфики развития социальных сетей является востребованным среди нашей целевой аудитории – престиж блогерства во всех его видах многократно подтвержден социологическими исследованиями. Во-вторых, организация речевой деятельности с привлечением возможностей электронных СМИ является доступной с технической точки зрения. В-третьих, формат школьных и студенческих Интернет-медиа позволяет решать целый спектр метапредметных задач, недоступный при иных способах взаимодействия в рамках модели наставничества «учитель – ученик» и/или «ученик – ученик». Конечной целью деятельности любой медиастудии является производство контента. В том, что касается школьных и студенческих медиа, то здесь формат этого контента не скован редакционной политикой или редакционным заданием – репортажи, новостные выпуски, интервью, ток-шоу и, условно говоря, «телемосты» в равной степени способствуют не только развитию речевых и коммуникативных компетенций, но и могут стать немаловажным фактором формирования предпрофессиональных и профессиональных компетенций. При этом, на наш взгляд, полезной будет календарно-тематическая рокировка жанров – в одном из семестров студия может сконцентрироваться на работе в традиционных жанрах журналистики (репортаж, интервью), в другом – на создании более актуальных форм, например, лонгридов. Помимо педагогической и дидактической, профориентационной и воспитательной функций, успешно действующие медиастудии в школах и вузах могут решать и маркетинговые задачи, то есть вносить вклад в формирование положительного имиджа своих «работодателей», повышая тем самым рейтинг учебных заведений на муниципальном, областном и других уровнях.
Ключевые слова: речевое развитие, речевые компетенции, обучение, Интернет, медиастудия, журналистика, тенденции, социальные сети, наставничество.
Сведения об авторах
Полина Алексеевна Атеева – студент магистратуры кафедры русского языка, общего языкознания и массовой коммуникации, Института гуманитарного образования, Магнитогорский Государственный Технический Университет им. Г. И. Носова (МГТУ), Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Денис Валерьевич Ведерко – студент магистратуры кафедры русского языка, общего языкознания и массовой коммуникации, Института гуманитарного образования, Магнитогорский Государственный Технический Университет им. Г.И.Носова (МГТУ), Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Литература
1. Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика: Учеб. пособие. М., 2005. С. 106.
2. Кожевников, Д. Н. Использование игрового дизайна и моделирования для развития познавательных способностей детей / Д. Н. Кожевников // Начальное образование. - 2011. - № 6. - С. 36-37.
3. Кошелева, Н. И. Медиаобразовательная среда как важная составляющая современного ВУЗа / Н. И. Кошелева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 4 (27). — Т. 1. — С. 91-93. — URL: https://moluch.ru/archive/27/2986/ (дата обращения: 10.12.2021).
4. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000. - С. 145.
5. Максимова Г.П. Медиавоспитание в высшей профессиональной школе. Ростов: Изд-во Ростов. гос. пед. ун-та, 2006. 180 с. Григорьева И.В. Медиаобразовательное пространство как условие развития современного специалиста в области образования: постановка проблемы. Медиаобразование: от теории – к практике Сборник материалов II всероссийской научно-практической конференции «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации» Томск, 4-5 декабря 2008 Составитель: и. в. Жилавская)
6. Розанов К. А. Молодежная пресса как составляющая студенческой жизни / К. А. Розанов // Известия Саратовского университета. Сер. Филология. Журналистика. 2009. Т. 9. Вып. 2. С. 81-87.
7. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. - М.: Олма - прес.,2004- 236.
8. Методика обучения учащихся технологии. Под ред. Симоненко В.Д. Брянск, 1998.
9. Брановский Ю.А. Работа в информационной среде: Высшее образование в России / Ю.А. Брановский. - М.: ОБРАЗОВАНИЕ, 2002., 285с.
10. Генедина Н.И. Формирование информационной культуры личности в образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие / Н.И. Генедина. М.: Просвещение, 2002., 337 c.
Для цитирования
Атеева П. А., Ведерко Д. В. Студенческие и школьные медиа как формфактор обучения речевым компетенциям // Гуманитарно-педагогические исследования. 2021. Т. 5. № 4. С. 73–76.