DOI: 10.18503/2658-3186-2021-5-4-69-72
Аннотация: Материалы посвящены актуальной проблеме интеграции учебных предметов в системе школьного образования, в частности, литературы и иностранного языка. Изучение литературы и иностранного языка в их интегративных связях имеет важное значение для формирования мировоззрения, развития личностного самосознания, ценностных ориентаций учащихся Авторами статьи представлен нестандартный формат интегративного урока, позволяющий обучающимся выйти за узкие рамки одного предмета и углубить филологические знания благодаря межпредметным связям. Раскрывается вопрос о развитии языковой личности в образовательной среде и ее подготовке к диалогу культур. Формирование коммуникативных навыков занимает одну из ведущих ролей в процессе обучения гуманитарным дисциплинам, что влечет за собой интеграцию новых современных образовательных технологий, которые поспособствуют всесторонне развитой личности. Целью исследования, представленного в статье, является проектирование интегрированного урока как нестандартной формы организации учебной работы по литературе, выявление возможностей использования интегративной технологии в процессе гуманитарного образования. Авторами публикации подробно показано, как выглядит интеграция литературы и иностранного языка на современном этапе и какие навыки учащиеся приобретают, обучаясь в нестандартном формате. В статье рассмотрены основные функции интегрированного урока литературы и иностранного языка, среди которых возможность изучать художественный текст с опорой на знания иностранного языка; осваивать родной язык в сопоставлении с иностранным языком; получать лингвострановедческие знания о родной стране и стране изучаемого языка. Интегрированный урок как инновационная форма организации учебной работы по литературе обладает универсальностью, коммуникативностью, имеет речетворческую направленность. Доказывается необходимость и результативность использования интегративной технологии в процессе речевого развития обучающихся.
Ключевые слова: литература, иностранный язык, межпредметные связи, интегративная технология, языковая личность, система образования.
Сведения об авторах
Лобова Анастасия Юрьевна – учитель иностранных языков МОУ «Гимназия № 53», студент-магистрант МГТУ им. Г.И. Носова, Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Пономарева Любовь Дмитриевна – доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка, общего языкознания и массовой коммуникации МГТУ им. Г.И.Носова; Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Литература
1. Безруких Е.Г. Интегрированное обучение как средство организации современного учебного процесса // Проблемы педагогики. 2015. №6 (7). c 8-12.
2. Бексултанова З. М. Джамалдаева Л. Л., Гакаев Р. А.. Использование произведений русской литературы на уроках географии в целях повышения познавательного интереса учащихся // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.) / Казань: Бук, 2015. С. 4-6.
3 Благов Ю. В. Поликультурно-мировоззренческий потенциал иностранных языков и литературы: межпредметная интеграция // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. №5-2. c. 326-330.
4. Дегтерев В.А. Интеграция в системе непрерывной подготовки специалистов социальной сферы // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3. c.34-39.
5. Козырев В. А., Черняк В. Д. Языковое образование и языковая личность // Universum: Вестник Герценовского университета. 2008. № 1. c.30-36.
6. Криволапова, Е. В. Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока / Е. В. Криволапова. Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.) /. Казань: Бук, 2015. С. 113–115.
7. Миннибаева. Г. Б. Межкультурный интегрированный подход к преподаванию иностранного языка и литературы страны изучаемого языка // Известия Самарского научного центра РАН. 2009. №4-5. c.1113-1117.
8. Пономарева, Л. Д. Текст в системе речевого развития учащихся. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2019. 174 с.
Для цитирования
Лобова А. Ю., Пономарева Л. Д. Интегрированный урок литературы и иностранного языка как форма организации нестандартного урока // Гуманитарно-педагогические исследования. 2021. Т. 5. № 4. С. 69–72.