Скачать PDF

DOI: 10.18503/2658-3186-2021-5-4-64-68

Аннотация. Тренинг как метод активного обучения рассматривается в качестве средства формирования коммуникативной и речевой компетенций. Цель исследования – описать возможности использования данного метода и его результативность в процессе обучения русскому языку в школе и вузе. Предмет исследования – эффективность технологии тренинга при обучении русскому языку. Для решения задач исследования были использованы системный и эмпирический подходы. Системный подход к исследованию был применён при теоретическом рассмотрении тренинга в системе общих принципов интерактивного обучения. Эмпирический подход использован в исследовании учебной деятельности методом опытной педагогической работы. Обучение строится на основе коммуникативно-деятельностного подхода, направленного на совершенствование языковой и коммуникативной компетенции, а также на воспитание «языкового чутья». Реализация данного комплексного подхода возможна посредством развития речевых навыков студентов на специально отобранном профессионально ориентированном дидактическом материале в специально смоделированной речевой ситуации, которая приближает студентов к речевой ситуации, потенциально возможной в их дальнейшей профессиональной деятельности. Результаты свидетельствуют о том, что освоение учебной программы и формирование коммуникативной и речевой компетенций оказывается более продуктивным с использованием тренинга как метода активизации познавательной деятельности, поскольку позволяет организовать учебный процесс, максимально приблизив его к будущей профессиональной деятельности обучающихся в аспекте, связанном с речевым взаимодействием. Практическая значимость статьи связана с использованием опытного материала педагогической работы по курсу учебной дисциплины «Русский язык» в школе, учебных дисциплин «Деловая коммуникация на русском языке», «Методика обучения русскому языку» со студентами вузов.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, тренинг, языковое образование, обучение русскому языку, школьное обучение, вузовское обучение, речевые умения, методы и приёмы тренинга.

 

Сведения об авторе

Оксана Вячеславовна Дорфман – кандидат педагогически наук, доцент кафедры русского языка, общего языкознания и массовой коммуникации, институт гуманитарного образования, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (МГТУ им. Г.И. Носова), Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 

 

Литература

1. Бондаренко М.А. Формирование речевых компетенций учащихся при изучении официально-делового стиля речи // Сибирский педагогический журнал. 2013. №6. P. 75-78.

2. Захарова Г.И. Теория и методика психологического тренинга / Г.И. Захарова.Челябинск: Изд-во ЮУГУ, 2008. 44 с.

3. Лазарева А.В. Развитие коммуникативных компетенций студентов посредством тренинговых программ // Вестник МГИМО. 2013. №5 (32). P. 279-285.

4. Мильруд Р.П. Приемы и технологии обучения устной речи // Язык и культура. 2015. №1 (29). P. 104-121.

5. Фесенко О.П. Эффективность метода тренинга при изучении русского языка как родного (на примере освоения вузовской дисциплины «Русский язык и культура речи») // Педагогика и просвещение. 2018. №3. P. 65-73.

6. Фесенко О.П., Вашутина О.Ю., Домбровская И.И. Тренинг в системе преподавания русского языка как иностранного [Электронный ресурс] // Концепт. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trening-v-sisteme-prepodavaniya-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo (дата обращения: 21.10.2021).

7. Шкатова Л.А. Речевой тренинг // Вестник ЧелГУ. 1997. №2. P. 98-103.

 

Для цитирования

Дорфман О.В. Тренинги в системе языкового образования // Гуманитарно-педагогические исследования. 2021. Т. 5. № 4. С. 64–68.