Скачать PDF

Аннотация. Статья продолжает серию обзоров монографий и других крупных научных работ, опубликованных учеными-гуманитариями МГТУ им. Г. И. Носова в 2020 г. самостоятельно или совместно с преподавателями других российских и зарубежных вузов. В качестве исследовательской основы анализа тематики и проблематики публикаций в обзоре выбрана антропологическая парадигма. Отталкиваясь от проблемы «антропологического поворота» в научном познании, обозначившей на рубеже XX–XIX вв. онтологическую дезориентацию человека, автор последовательно анализирует спектр познавательных практик, исследованных в научных публикациях 2020 г., и интерпретирует их с позиций гуманитарной экспертизы. Проанализированы работы нескольких научных направлений в области социальных и гуманитарных наук, в частности, исторических наук (археология, всеобщая история, история образования России, гендерная история, история Великой Отечественной войны), филологических наук (лингвистика, литературоведение), педагогических наук (теория и методика обучения и воспитания, коррекционная педагогика, методология и технология профессионального образования), психологических наук (социальная и возрастная психология), когнитивной науки и культурологии. Обзор выявил внимание исследователей к проблеме сохранения и поддержания «человеческого» в человеке в разные исторические периоды и в настоящее время. В фокусе анализа всякий раз оказываются ценностные ориентиры, на основе которых возникают, строятся, трансформируются и реализуются социальные и исследовательские практики. Ценности, как регуляторы деятельности человека, определяют цели научных исследований, которые в первую очередь должны подвергаться гуманитарной экспертизе.

Ключевые слова: монография, социальные и гуманитарные науки, антропологическая парадигма, гуманитарная экспертиза, социальные практики, аксиология.

 

Сведения об авторе

Андреева Светлана Леонидовна – доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогического образования и документоведения Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

 

Литература

1. Аксиология иноязычного педагогического образования. Монография по итогам Международного научно-практического форума, посвященного 65-летию кафедры методики преподавания иностранных языков (Москва 6-7 декабря 2019 г.) / М. А. Ариян, В.  С. Белгородский, Е. В. Борзова [и др.]. М. : Московск. пед. гос. ун-т, 2020. 423 с.

2. Александрова Н. П. К вопросу о сущности понятия «эмоциональный интеллект» // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2009. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-suschnosti-ponyatiya-emotsionalnyy-intellekt (дата обращения: 11.09.2021).

3. Андреева С. Л. Гуманитарные исследования: Старые и новые научные парадигмы // Гуманитарно-педагогические исследования. 2018. Т. 2. № 1. С. 98–107

4. Андреева С. Л. Гуманитарные науки и гуманитарное образование 2016: новые исследования, концепции, идеи // Гуманитарно-педагогические исследования. 2017. Т. 1. № 1. С. 160–168.

5. Андреева С. Л. Человеческие ценности как ценности науки и образования: обзор монографий 2019 года // Гуманитарно-педагогические исследования. 2020. Т. 4. № 1. С. 72–82

6. Андреева С. Л. Гуманитарно-педагогические исследования в техногенной цивилизации: опыт МГТУ им. Г.И. Носова // Гуманитарно-педагогические исследования. 2019. Т. 3. № 1. С. 85–98

7. Безенкова Т. А. Андриенко О. А. Социальная реабилитация подростков с девиантным поведением средствами арт-терапевтических методов: монография [Электронное издание]. Магнитогорск : ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова», 2020. Загл. с титул. экрана. ISBN 978-5-9967-2024-8

8. Большой фразеологический словарь старославянского языка / Научно-исследовательская словарная лаборатория МГТУ им. Г. И. Носова / авт. вступ. ст. и гл. ред. С. Г. Шулежкова; авторы-составители: С. Г Шулежкова, С. А. Анохина, А. А. Осипова [и др.]; ред. колл.: С. А. Анохина, А. А. Осипова, Н. В. Позднякова. М. : ФЛИНТА, 2020. Т. 1: Авити // "вити дhло – Въврьгн@ти, въврhmи въ пеmь огньн@. 552 с.

9. Гендерные аспекты истории Великой Отечественной войны в Казахстане и России: макро- и микроуровень : коллективная монография / А. С. Абдирайымова, Е. В. Ануфриева, Е. Ю. Волкова [и др.] / под общ. ред. Р. С. Жаркынбаевой, Е. В. Ануфриевой. Алматы : Қазақуниверситеті, 2020. 271 с.

10. Диалог и диалогичность / И. С. Юхнова, Т. Попович, А. Ямадзи [и др.]. Нижний Новгород: Изд-во Национальн. исследовател. Нижегородск. гос. ун-та им. Н. И. Лобачевского, 2020. 177 с.

11. Комплексная коррекционно-реабилитационная работа с детьми в условиях инклюзивной образовательной среды : монография / И. А. Кувшинова, Е. А. Овсянникова, В. А. Чернобровкин. Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2020. 141 с.

12. Кузнецов В. Д., Абрамзон М. Г. Клад позднеархаических монет из Фанагории // Фанагория. Результаты археологических исследований /под общей ред. В. Д Кузнецова. Т. 8. М.: Институт археологии РАН. 2020. 160 с.

13. Лингводидактические аспекты организации учебно-познавательной деятельности обучающихся в языковом пространстве высшей технической школы: коллективная монография / О. А. Лукина, Е. А. Гасаненко, Н. В. Дерина [и др.] / под науч. ред. О. А. Лукиной, Е. А. Гасаненко. Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2020. 152 с.

14. Мокиенко В. М. Большой фразеологический словарь старославянского языка: рецензия на первый том // Гуманитарно-педагогические исследования. 2021. Т. 5. № 1. С. 51–54.

15. Орешников И. М., Шкерина Т. И. Аксиологические, гуманистические и антропологические основания современного естествознания // История и педагогика естествознания. 2016. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aksiologicheskie-gumanisticheskie-i-antropologicheskie-osnovaniya-sovremennogo-estestvoznaniya (дата обращения: 07.07.2021.

16. Павлова Л. В. Технология обогащения ценностно-ориентированного опыта студентов – будущих учителей иностранного языка в процессе овладения иностранным языком // Аксиология иноязычного педагогического образования. Монография по итогам Международного научно-практического форума, посвященного 65-летию кафедры методики преподавания иностранных языков (Москва 6-7 декабря 2019 г.) / М. А. Ариян, В. С. Белгородский, Е. В. Борзова [и др.]. М. : Московск. пед. гос. ун-т, 2020. с. 228–234.

17. Песина С. А. Полисемия в когнитивном аспекте: монография. М. : Наука: Флинта, 2020. 300 с.

18. Последнее золото Боспора: клады статеров III в. н. э. из поселения Волна 1 / М. Г. Абрамзон, С. И. Безуглов, О. Л.  Гунчина [и др.]. М. : Институт Археологии РАН. 2020. 168 с.

19. Потемкина М. Н., Жаркынбаева Р. С., Абдирайымова А. С. Жизнь в эвакуации: потери и обретения // Гендерные аспекты истории Великой Отечественной войны в Казахстане и России: макро- и микроуровень : коллективная монография / А. С. Абдирайымова, Е. В. Ануфриева, Е. Ю. Волкова [и др.] / под общ. ред. Р. С. Жаркынбаевой, Е. В. Ануфриевой. Алматы : Қазақуниверситеті, 2020. С. 78-115.

20. Психолого-педагогические основы инженерной подготовки обучающихся (на материалах международного образовательного проекта EXTEND): коллективная монография / Л. В. Оринина, С. А. Одинаева, Ф. А. Гафаров [и др.]. Новосибирск : Изд. ООО «СибАК», 2020. 78 с.

21. Рудакова С. В. Диалог в лирике Е. А. Боратынского // Диалог и диалогичность / И. С. Юхнова, Т. Попович, А. Ямадзи [и др.]. Нижний Новгород: Изд-во Национальн. исследовател. Нижегородск. гос. ун-та им. Н. И. Лобачевского, 2020. С. 68–86.

22. Рудакова С. В. Поиск идеального человеческого счастья в идиллическом мире А. А. Дельвига // Национальные коды в европейской литературе ХIХ–XXI вв. Литературный канон в контексте межкультурной коммуникации: коллективная монография c видеоприложением /под ред. Т. А. Шарыпиной, И. К. Полуяхтовой, М. К. Меньщиковой. Нижний Новгород : Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2020. С. 258–265.

23. Слободчиков В. И. Антропология образования // Новые ценности образования. Антропологический, деятельностный, культурологический подходы. Тезаурус. 2005. Вып. 5 (24). С. 15–16.

24. Смирнов С, Яблокова Е. Антропологические границы гуманитарной экспертизы // Философская антропология. 2019. № 1. C. 26–44 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antropologicheskie-granitsy-gumanitarnoy-ekspertizy (дата обращения: 05.08.2021)

25. Смирнов С. А. Антропологический поворот: его смысл и уроки // Философия и культура. 2017. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antropologicheskiy-povorot-ego-smysl-i-uroki (дата обращения: 05.09.2021).

26. Смирнов С. А. Антропологический навигатор. К событийной онтологии человека. Новосибирск: Офсет-ТМ, 2016. 438 с

27. Филатов В. В. История Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова: 1960-е годы. В 4 кн. Кн. 3: монография. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2020. 383 с.

28. Филатов В. В. История Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова: 1960-е годы. В.4 кн. Кн. 2.: монография. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2020. 268 с.

29. Хоружий С. С. К Антропологической модели третьего тысячелетия // Философия науки и техники. 2002. № 1. С. 108–137 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-antropologicheskoy-modeli-tretiego-tysyacheletiya (дата обращения: 04.09.2021)

30. Чернобровкин В. А., Тупикина Д. В. Технологии использования сказочного материала в развитии эмоционального интеллекта дошкольников: [Электронный ресурс]: монография; ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова». Электрон. текстовые дан. (2,01 Мб). Магнитогорск : ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г.И. Носова», 2020. 1 электрон. опт. диск (CDR). Систем. требования : IBM PC, любой, более l GHz ; 512 Мб RAM ; 10 Мб HDD; МS Windows XP и выше; Adobe Reader 8.0 и выше ; CD/DVD-ROM дисковод ; мышь. Загл. с титул. экрана.

31. Ivanov A. G. Kropotkin and Canada. Edmonton, Alberta (Canada): BlackCatPress, 2020. 225 p.

 

Для цитирования

Андреева С.Л. «Фронтир» гуманитарной экспертизы в исследованиях человеческих практик: обзор публикаций 2020 года // Гуманитарно-педагогические исследования. 2021. Т. 5. № 3. С. 62–73.