Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблемы осознания студентами профессионально-личностного потенциала как основы самоорганизации деятельности в условиях информационно-образовательной среды. Основная цель статьи – определить ряд педагогических условий необходимых для формирования готовности будущих бакалавров факультета физической культуры и спортивного совершенства к самоорганизации деятельности в информационно-образовательной среде вуза, описать методику реализации первого педагогического условия, оценить уровень осознания студентами значимости профессионально-личностного потенциала в процессе формирования самоорганизации их деятельности. Авторы статьи рассматривают функционал основных составляющих методики, описывают разработанные методические материалы для обеспечения формирования готовности будущих бакалавров факультета физической культуры и спортивного совершенства и самоорганизации физкультурно-спортивной деятельности в информационно-образовательной среде вуза. В работе представлены этапы методической работы с обучающимися, позволяющие реализовать первое педагогическое условие. Авторами разработана программа факультатива «Основы самоорганизации деятельности в информационно-образовательной среде вуза», который выступает ведущей формой по развитию опыта поведения самоорганизованной личности у обучающихся. В статье дается подробное описание целевых критериев факультатива, проводится анализ предполагаемых результатов освоения данной программы. На основе выявленных показателей и результатов анализа полученных экспериментальных данных авторы выделяют первый блок в структуре самоорганизованного бакалавра.
Ключевые слова: профессионально-личностный потенциал, самоорганизация деятельности, информационно-образовательная среда, бакалавр факультета физической культуры и спортивного совершенства.
Сведения об авторах
Дёрина Наталья Владимировна - кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков в инженерии Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Носова, Магнитогорск, Россия. Носова Магнитогорский государственный технический университет, Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Савва Любовь Ивановна - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогического образования и делопроизводства Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Носова, г. Магнитогорск, Россия. Носова Магнитогорский государственный технический университет, Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Балаченков Дмитрий Анатольевич - аспирант Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Литература
1. Условия гуманитаризации высшего профессионального образования : коллективная монография / под ред. Л. И. Савва. Магнитогорск: Магнитогорск. гос. ун-т, 2008. 463 с.
2. Дёрина Н. В. К вопросу о формировании у студентов вуза умений самоорганизации времени // Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество – 2020: сб. материалов Всероссийской науч.-практ. конференции. БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики. Чебоксары : Чувашск. республикан. ин-т образования. 2020. С. 193–196.
3. Ишков А. Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успеха. М. : Изд-во АСВ, 2004. 224 с.
4. Мандрикова Е. Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД) // Психологическая диагностика 2010, № 2. С. 59–83.
5. Назаров С. А. Педагогическое моделирование личностно-развивающей информационно-образовательной среды вуза // Научная мысль Кавказа. № 2, 2006. С. 69–72.
6. Оринина Л., Кашуба И., Дёрина Н., Рабина Е. Современные педагогические подходы в системе инженерного образования, Высшее образование в России. Т. 28. 2019. № 6. С. 129–137.
7. Прозументова Г. Н. Цель в педагогике: догматическое и парадигматическое определение // Мастер-класс, 1996, № 4. С. 36-45.
8. Рабина Е. И. Критериально-диагностический инструмент и оценка уровня самоорганизации во времени у студентов вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 4 (26). С. 276–279.
9. Рабина Е. И., Дёрина Н. В. Структурно-функциональная модель развития способностей временной самоорганизации студентов вузов // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-2. С. 157–160.
10. Романова Л. М. Проектирование программы формирования компетенций самоорганизации у студентов вуза // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2017. № 1 (33), С. 105–114.
11. Савва Л. И. Межличностное познание в системе профессиональной подготовки будущего учителя: дис. …д-ра пед. наук. Магнитогорск, 2002. 359 с.
12. Устинова Ю. О. Формирование навыков самоорганизации и самоконтроля учебной деятельности у студентов вузов: автореф. дис. … канд. пед. наук: Челябинск, 2000. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dshb.net/prof-obrazovanie/formirovanie-umenij-samoorganizacii-i-samokontroljauchebnoj-dejatelnosti-u.html (дата обращения: 17.05.2021).
13. Finn J. D., Zimmer K.S. Student engagement: What is it? Why does it matter? // In Handbook of research on student engagement. Springer US, 2012. pp. 97–131.
Для цитирования
Дёрина Н. В., Савва Л. И., Балаченков Д. А. Профессионально-личностный потенциал студентов как основа самоорганизации деятельности в условиях информационно-образовательной среды // Гуманитарно-педагогические исследования. 2021. Т. 5. № 3. С. 11–18.