DOI:
Аннотация. В статье анализируются особенности типизации маски как художественного приема в комедиографии театра античного периода. Актуальность настоящей работы определяется все большим вниманием современной филологии к комедийному жанру, как способу выявить определенные закономерности типизации в русле развития комедийного жанра в период античности. Целью исследования является рассмотрение особенностей типизации характеров художественного пространства драматургических произведений Аристофана и Менандра. Выбор данных античных авторов художественных драматургических текстов объясняется их недостаточным изучением. Для достижения поставленной цели использовались следующие аналитические методы: типологический, историко-генетический и функциональный, позволяющего изучить приемы функционирования определенного художественного средства (маски) в отдельных произведениях. Новизна исследования заключается в рассмотрении комедиографических типов в контексте использования различных категорий масок как художественное и одновременно литературное средство создания комедийных образов в творчестве античных авторов Аристофана и Менандра. Кроме того, рассматривается возможность раскрытия представление и понимания художественного приема маски посредством передачи через внешние средства не только информацию на пример о возрасте и социальном положении персонажа, но выражения содержания самого характера при помощи поступков и поведения в контексте пьесы. Важно отметить значение принципа «наоборот» применение, которого, начиная с языческих карнавальных шествий, позволило трансформировать и использовать прием маски не только как внешнего атрибута, но средства создания индивидуального художественного образа в драматургическом произведении. Результат проведенного исследования показал, что развитие и трансформация маски начинается с рассмотрения значения маски для культуры Античности в целом и для становления античного театра в частности. Осмысление и анализ особенностей творчества античных драматургов указывает на использование ими маски, как особого художественного средства для создания типичных образов художественного пространства, создаваемого античными авторами в их драматургических произведениях.
Ключевые слова: комедия, художественный прием, маска, типизация образа, Менандр, Аристофан.
Сведения об авторах
Ломакина Екатерина Александровна – кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков по техническим направлениям Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Пикалова Елена Анатольевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков по техническим направлениям Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Литература
1. Аникст. А. А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М. : Наука, 1967. 458 с.
2. Бахтин М.М. 1961 Заметки // Собрание сочинений. В 5 тт. Т. 5. М. : Русские словари, 1975. 352 с.
3. Брабич В., Плетнева Г. Зрелища древнего мира. Л. : Искусство, 1971. 270 с.
4. Варнеке Б. В. История античного театра. М. : Искусство, 1940 310 с.
5. Выготский Л. С. Психология искусства. М. : Высшая школа, 1986. 486 с.
6. Гаспаров М. Л. Комедия античная // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М. : НПК Интелвак, 2003. 983 с.
7. Ломакина Е. А. Художественная маска Реставрации как проявление персонифицированной двойственности морали // Libri Magistri. Т. 4. 2017. С. 17–23
8. Лосев А. Ф. Античная литература: учебник для высшей школы / под ред. проф. А. А. Тахо-Годи. Изд. 6-е, испр. Москва : ЧеРо ; Минск : Асар, 2001. 541 с
9. Лотман Ю. М. Куклы в системе культуры // Лотман Ю. М. Избранные статьи. В 3 тт. Т. 3. Таллинн: Александра, 1993. 458 с.
10. Пиотровский А. Аристофан. Театр. М.-Л. : Искусство, 1927. 238 с.
11. Раков Ю. А. Сокровища античной и библейской мудрости: происхождение афоризмов и образных выражений. СПб. : Паритет, 2007. 350 с.
12. Соболевский А. И. Аристофан и его время. М. : Лабиринт, 2001. 235 с.
13. Трубочкин Д. В. Древнегреческий театр. М. : Памятники истории мысли, 2016. 446 с.
14. Фадеева Н. И. Трагикомедия. Теория жанра: дис. … д-ра филол. наук. М. : МГУ, 1996. 302 с.
15. Шкловский В. Б. Тетива. О сходстве несходного. М. : Наука, 1970. 377 с.
16. Штейн А. Л. Веселое искусство комедии. М. : Художественная литература, 1990. 356 с.
17. Ярхо В. Н. Социальная утопия в комедиях Аристофана. М. : Лабиринт, 1986. 267 с.
18. Duckworth G. E. The nature of Roman Comedy, Princeton, Princeton University Press, 1952. 486 р.
19. Ehrenberg V. The People of Aristophanes: A Sociology of Old Attic Comedy, New York, Routldge, 2015. 422 p.
20. Hughes A. Performing a Greeck Comedy, Cambridge: Cambridge University Press, 2011. 311 p.
21. Henderson J. Attic Comedy, Oxford: Oxford Handbooks, 2018. 374 p.
Для цитирования
Ломакина Е. А., Пикалова Е. А. Типизация масок античной комедиографии: Аристофан и Менандр // Гуманитарно-педагогические исследования. 2021. Т. 5. № 2. С. 50–55.