Скачать PDF 

DOI:

Аннотация. Статья посвящена проблеме переосмысления русскими писателями Л. Андреевым и М. Булгаковым библейского образа Иуды Искариота. Анализируется влияние особенностей культуры писателя на интерпретацию ключевого образа христианской мистерии. Актуальность данной темы особенно возросла после обнаружения и перевода в 2006 году древней коптской рукописи, в которой Иуда представлен не как предатель Христа, а как исполнитель его тайного поручения, способствующий приближению факта распятия и последующего воскресения. Такая трактовка библейского сюжета резонирует с опытом интерпретации образа и Л. Андреевым, и М. Булгаковым. Образы Иисуса, Иуды и Пилата созданы авторами в результате трансформации фабулы евангельского повествования с подчеркнуто выраженным национальным колоритом. Своими проявлениями человеческого начала, а также наличием некоторых «исконно русских черт» (сентиментальность, незащищенность, упование на «добрых людей») Иисус Л. Андреева близок Иешуа М. Булгакова. Оба писателя рассматривают библейские образы не в религиозно-мистическом, а в психологическом пространстве, что меняет акцент: евангельский образ Иуды символизирует зло, а в художественном тексте появляется психологическая мотивировка его поступка. В результате именно такой реконструкции образ Иуды обретает особую коммуникативно-идентификационную функцию. Выступая посредником не только между читателем и конкретным текстом, но и выводя повествование в широкий культурный контекст, образ Иуды свидетельствует о кардинальных изменениях современной культуры, отказывающейся во многом от традиционных христианских ценностей в пользу ценностей материальных ради «человека неприкаянного» и, как следствие, «гибнущего».

Ключевые слова: «вечные» образы, русская литература XX века, взаимодействие религии и культуры, реконструкция библейских образов, Л. Андреев, М. Булгаков.

 

Сведения об авторе

Подгорская Анна Вячеславовна – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, общего языкознания и массовой коммуникации Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Литература

1. Алфеев П. И. Иуда-предатель. Рязань: Типография Братства св. Василiя, 1915. 145 с.

2. Афанасьев Э. С. Повесть Л. Н. Андреева «Иуда Искариот»: «психология предательства» // Литература в школе. 2016. № 2. С. 11–15.

3. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М. : Добросвет, 2000. 389 с.

4. Галинская И. Л. Наследие Михаила Булгакова в современных толкованиях : сб.науч.тр. / РАН ИНИОН. Центр гуманит. науч. информ. исслед. Отд. культурологии / отв. ред. Л. В. Скворцов. М, 2003. 132 с.

5. Горький М. Леонид Андреев // Горький М. Литературные портреты. М.: Гослитиздат., 1959. 592 c.

6. Западова Л.А. Источники текста и «тайны» рассказа-повести Иуда Искариот // Русская литература. 1997. № 3. С. 93–101.

7. Зеленцова С. В., Михеичева Е. А. Трансформация образа Иуды: опыт Л. Н. Андреева и Амоса Оза // Ученые записки Орловского государственного университета. 2018. № 1 (78). C. 126–133.

8. Крючков В. Образ Иисуса в повести Л. Н. Андреева «Иуда Искариот», или смеялся ли Христос? URL:https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200301502 (дата обращения: 23.02.2021).

9. Макеева С.Г. Художественная антропология образа Иуды Искариота в литературе ХХ века // Философия и культура. 2012. № 6 (54). С. 70-81.

10. Соколов Б. Булгаков. Мистический Мастер. М., Вече, 2014. 256 с.

11. Утехин Н.П. «Мастер и Маргарита» М. Булгакова: Об источниках действительных и мнимых // Русская литература, 1979, № 4, с. 97–102.

12. Фуко М. О трансгрессии // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины ХХ века. СПб.: Мифрил, 1994. 346 с.

 

Для цитирования

Подгорская А. В. Художественная «реконструкция» библейского образа Иуды в литературе XX века (Л. Андреев «Иуда Искариот» И М. Булгаков «Мастер и Маргарита») // Гуманитарно-педагогические исследования. 2021. Т. 5. № 2. С. 46–49.