DOI:
Аннотация. Подготовка профессиональных педагогических кадров остается одной из ведущих задач в системе образования Республики Беларусь. Одним из главных вопросов данной подготовки является коммуникативная компетентность педагога инклюзивного образования. Коммуникативная компетентность – это поликомпонентное образование, включающее коммуникативные знания, коммуникативные умения, коммуникативные способности, а также личностные качества. Данные компоненты значимы и опосредствуют формирование друг друга. Наиболее интересными и, в свою очередь, более сложными в исследовании являются личностные качества педагога. В данном исследовании мы изучили изменения уровня сформированности эмпатии в процессе реализации факультативной дисциплины коммуникативная деятельность педагога инклюзивного образования. Сравнительное исследование проводилось со студентами выпускных курсов двух факультетов: педагогики и психологии и факультета современных славянских и германских языков. Выборка: 200 человек, половина из которых (100 студентов факультета педагогики и психологии) участвовала в изучении дисциплины «Коммуникативная деятельность педагога инклюзивного образования», а также в активной волонтерской деятельности, направленных на повышение уровня сформированности эмпатии. Для определения уровня сформированности эмпатии, а также приоритетных видов эмпатии на констатирующем и контрольном этапах исследования использовалась методика И. М. Юсупова «Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии». Результаты работы по формированию эмпатии отражены в статье и показывают, что, несмотря на хорошую изученность данного вопроса, по-прежнему остается востребованность в новых формах, методах работы по формированию отдельных компонентов коммуникативной компетентности педагога, особенно в условиях инклюзивной образовательной среды.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, коммуникативная деятельность, инклюзивное образование, эмпатия, студенты педагогических специальностей.
Сведения об авторе
Кривуть Марина Леонидовна – методист Ресурсного центра инклюзивного образования Учреждение образования «Барановичский государственный университет», г. Барановичи, Республика Беларусь; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Литература
1. Бодалев А. А. Психология межличностного общения. Рязань : РВШ МВД РФ, 1994. 89 с.
2. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М. : Филинъ, 1996. 469 с.
3. Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Исторический обзор и современное состояние проблемы // Вопросы психологии. 2005 № 2. С. 147–156.
4. Долгова В. И., Мельник Е. В. Эмпатия: монография. М. : Перo, 2014 185 с.
5. Жизнева Н. В. Коммуникативная компетентность педагога как условие эффективного психологического сопровождения развития младших школьников с нарушениями речи : автореф дис. … канд. псих. наук 19.00.13. Ростов на Дону: Юж. федер. ун-т, 2011. 25 с.
6. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. C. 34–42.
7. Колычева З. И. Ноосферная педагогика как новая образовательная парадигма. СПб. : Минитип. Тобольского гос. пед. ин-та им. Д. И. Менделеева, 2004, 207 с.
8. Кривуть М. Л. Коммуникативная компетентность педагога инклюзивного образования: структурные компоненты и уровни развития // Вестник БарГУ. 2019. Вып. 7. С. 45–53.
9. Крившенко Л. П., Вайндорф-Сысоева М. Е., Юзефавичус Т. А. и др. Педагогика : учебник / под ред. Л. П. Крившенко. М. : Проспект, 2004. 428с.
10. Пономарева М. А. Эмпатия как профессионально значимое свойство будущего психолога // Актуальные проблемы профориентации и профадаптации: сб. статей / под ред. А. М. Кухарчук, М. Л. Мерзаяновой. Барановичи: БарГУ, 2007. С. 87–93.
11.Роджерс К, Эмпатия // Психология мотивации и эмоций : учебное пособие / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. М. : ЧеРо : Омега-Л : МПСИ, 2006. С. 428–430.
12. Савва Л. И., Пономарев Т. А. Словарь-самоучитель по педагогике межличностного познания. Магнитогорск : МаГУ, 2003, 81 с.
13. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика : учеб. пособие для студентов пед. и гуманитар. вузов. М. : Высш. шк., 2004. 216 с.
14. Успенский В. Б., Чернявская А. П. Введение в психолого-педагогическую деятельность : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 176 с.
15. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп : учеб. пособие для студентов вузов. М. : Ин-т Психотерапии, 2002. 488 с.
Для цитирования
Кривуть М. Л. Формирование эмпатии в процессе реализации дисциплины «Коммуникативная деятельность педагога инклюзивного образования» // Гуманитарно-педагогические исследования. 2021. Т. 5. № 2. С. 33–38.