Скачать PDF

DOI:

Аннотация. Статья представляет собой обзор и анализ научной литературы по проблеме формирования профессиональной компетентности бакалавров в период обучения в высшем учебном заведении. Авторы рассматривают особенности компетентностного подхода, который раскрывается через совокупность универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих бакалавров. Анализируются разные точки зрения на определение понятия профессиональной компетентности, описывается его структура, включающая в себя пять компонентов – содержательный, деятельностный, технический, интеллектуальный и мотивационно-целевой. Компонентная структура формулируется на основе сочетания пяти базовых качеств человека: знаний, умений, психофизиологических особенностей и свойств личности, мотивов, Я-концепции («образ Я»). Образовательный процесс в вузе рассматривается с позиции единства обучения и воспитания с акцентом на их функциональных различиях. Обучение и воспитание призваны решать разные задачи: обучение – процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками; воспитание – деятельность, направленная на создание условий для развития личности, ее самоопределения и социализации на основе духовно-нравственных, социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения. Отмечена необходимость формирования компетентностей сугубо воспитательного содержания, таких как компетентности здоровьесбережения, ценностно-смысловой ориентации в мире и социального взаимодействия, интеграции и гражданственности, самосовершенствования и саморегулирования, общения и деятельности. Авторы статьи предприняли попытку выделить те компоненты в структуре профессиональной компетентности, в которых наиболее значимой является роль обучения (содержательный, технический), и те, в которых наиболее важна роль воспитания (деятельностный, мотивационно-целевой). Актуальность исследования обусловлена закреплением на федеральном уровне за процессом воспитания статуса планируемого и контролируемого процесса, требующего в связи с этим детального научно-педагогического осмысления.

Ключевые слова: высшее образование, компетентностный подход, компетенция, компетентность, структура профессиональной компетентности, обучение, воспитание.

 

Сведения об авторах

Буянова Галина Витальевна – старший преподаватель кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет им. академика Д. Н. Прянишникова», Пермь, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 

Гитман Елена Константиновна – профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики «Пермский государственный национальный исследовательский университет», Пермь, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Литература

1. Безусова Т. А. Пути организации компетентного подхода в сфере высшего профессионального образования // Фізико-математична освіта/ 2018, Випуск 1(15), С. 137–141.

2. Бершадская М. Д., Серова А. В., Чепуренко А. Ю., Зима Е. А. Компетентностный подход к оценке образовательных результатов: опыт российского социологического образования // Высшее образование в России. 2019 Т. 28 № 2 С. 38–50.

3. Буянова Г. В. Воспитательная составляющая в системе подготовки будущих бакалавров // Агротехнологии XXI века: стратегия развития, технологии и инновации : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 90-летию основания университета / науч. редкол. Э. Ф. Сатаев [и др.]. Пермь : ИПЦ «Подростокъ». 2020. С. 439–441.

4. Гитман Е. К., Тохтуева Т. В. Повышение ИКТ-компетентности работников образования как педагогическая проблема [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 11. URL: http://ej.soc-journal.ru (дата обращения: 19.05.2021).

5. Зимняя И. А. Компетентность человека – новое качество результата образования // Проблемы качества образования: материалы XII Всероссийского совещания. Ч. 2. М.; Уфа : Исследовательский центр проблем ка-чества подготовки специалистов. 2003. С. 4–13.

6. Калягин А. Н., Жукова Е. В., Погорелова И. Г., Варавко Ю. О. Психологические особенности и типология личности студента медицинского вуза // Сибирский медицинский журнал (Иркутск) Siberian Medical Journal (Irkutsk). 2015. № 5. С. 132–135.

7. Киндеркнехт А. С. Профессиональная этика как актуальный аспект подготовки специалиста // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход: материалы конференции. 2019. Т. 1. С. 373–379.

8. Нестерова Н. Б. Иерархическая структура мотивационно-целевой основы учения студентов // Научный журнал СПб НИУ ИТМО [Электронный ресурс]. С.Пб. : СПб НИУ ИТМО, 2012, № 2. Сентябрь. URL: http://economics.open-mechanics.сom (дата обращения: 11.03.2021)

9. Одарич И. Н. Формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов бакалавриата по направлению подготовки Строительство // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. №1 (22). С. 276–278.

10. Оринина Л. В., Кашуба И. В. Методологический аспект изучения феномена социально-коммуникативной компетентности студентов вуза // Гуманитарно-педагогические исследования. 2018. Т. 2. № 3. С. 11–15.

11. Руденко И. В. Профессиональное воспитание в вузе: компетентност-ный подход // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 5 (20). С. 89–97.

12. Сенашенко В. С., Кузнецова В. А., Кузнецов В. С. О компетенциях, квалификации и компетентности // Высшее образование в России. 2010. № 6. С. 18–23.

13. Хуторской А. В. Образовательные компетенции и методология дидактики. К 90-летию со дня рождения В.В. Краевского [Электронный ресурс] // А. В. Хуторской Хроника бытия [Персональный сайт]; 22.09.2016. http://khutorskoy.ru/be/2016/0803/ (дата обращения: 12.01.2021)

14. Шехонин А. А., Тарлыков В. А., Клещева И. В., Багаутдинова А. Ш., Будько М. Б., Будько М. Ю. Вознесенская А. О., Забодалова Л. А., Надточий Л. А., Орлова О. Ю. Компетентностно-ориентированные задания в системе высшего образования : учебное пособие. СПб: НИУ ИТМО, 2014. 98 с.

 

Для цитирования

Буянова Г. В., Гитман Е.К. Роль воспитания в формировании профессиональной компетентности будущих бакалавров // Гуманитарно-педагогические исследования. 2021. Т. 5. № 2. С. 10–16.