Аннотация. Статья освещает один из важнейших методологических подходов этнокультурного образования дошкольников. Актуальность представленного материала определяется своевременностью решения задач этнокультурного развития личности ребенка-дошкольника, педагогической целесообразностью использования парадигмального подхода. Анализ и обобщение литературных источников, экспериментальное исследование автора позволили выявить основные параметры проектирования парадигмального подхода, определить сущностные характеристики понятий, уточнить технологические аспекты, позиционную направленность педагога. Новизна материала статьи заключается в раскрытии авторских позиций к использованию в этнокультурной образовательной деятельности дошкольников парадигмального подхода. Освещены программно-целевой, контентный и технологический компоненты парадигмы дошкольного этнокультурного образования. Показаны пути социализации – индивидуализации детей, включающие взаимосвязь и взаимозависимость организованного социокультурного и личного, житейского опыта. Сформулирован принцип поликультурности как основы гармонизации личности дошкольника в полиэтническом пространстве дошкольного образовательного учреждения. Раскрыта значимость ценностно-смыслового отношения, важности заинтересованности и мотивации детей в приобретении и применении этнокультурного опыта жизнедеятельности и жизнетворчества.
Ключевые слова: парадигма, парадигмальный подход, этнокультурная образовательная деятельность, поликультурный принцип, этнокультурный опыт, поликультурные умения.
Сведения об авторе
Бабунова Елена Семёновна - кандидат педагогических наук, профессор кафедры дошкольного образования Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Литература
Бабунова Е. С. Этнокультурная парадигма социализации личности дошкольников / Психолого-педагогические аспекты исследования проблем дошкольного и общего образования: монография / под ред. О. В. Гневэк. Уфа, 2015. С. 4–26. Бабунова Е. С. Методологические основы разработки педагогической стратегии этнокультурного воспитания дошкольников // Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки, 2014. № 1. С. 50‑58. Бабунова Е. С. Педагогическая стратегия этнокультурного воспитания детей 5–7 лет в условиях полилогического пространства дошкольного образовательного учреждения: монография. М., Издательство РАЕ, 2012. 400 с. Бабунова Е. С. Проблема формирования этнокультурной установки у детей дошкольного возраста // Новые технологии, 2011. № 2. С. 192‑196. Денисенко П. А. Парадигмальность образования как социокультурный феномен // Проблемы безопасности : электрон. науч. журн. 2012. № 1 (15). URL: http://pb.littera-n.ru/index.php?option=com_content&view =article&id=235%3A2012-03-27-13-08-21&catid=114%3A2012-03-27-16-35-35&Itemid=55 (дата обращения: 12.11.2016) Денисенко П. А. Парадигмальность образования : социокультурный аспект // Власть. 2009, № 4. С. 91‑94. Курочко М. М. Парадигмальность и проективность образования в контексте аксиологии [Электронный ресурс] // Интернет-конференция кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин МГПИ [сайт]. [2011]. URL: http://kulturologclab.ucoz.org/publ/kurochko _m_m_quot_paradigmalnost_i_proektivnost_obrazovanija_v_kontekste_aksiologii_quot/1-1-0-8 (дата обращения: 02.10.2011) Наш дом – Южный Урал: программно-методический комплекс / науч. ред. Е. С. Бабунова. Челябинск, 2014. 255 с. Огурцов А. П. Парадигма // Новая философская энциклопедия: в 4 т. М. Мысль, 2001. Т. 3. С. 193‑194. Смирнов С. Д. Мир образов и образ мира // Вестник Моск. ун-та. Сер.14: Психология. 1981. № 2. С. 15–29 Тишков В. А. Кризис понимания России / В. А. Тишков. М. : Издательство московского психолого-социального института. Воронеж. Изд-во НПО МОДЭК, 2006. 258 с. Kulikovskaya I. E. Theory of Personal World Outlook Evolution: Categories, Provisions, Proofs //Middle East Journal of Scientific Research Volume 15, Issue 5, 2013, pp. 698‑706. Redfield R. Peasant Society and Culture. An Anthropo-Logical Aapproach to Ccivilization. Chicago: The University of Chicago Pprees, 1956. 162 p.
Для цитирования
Бабунова Е. С. Организация этнокультурной образовательной деятельности дошкольников: парадигмальный аспект // Гуманитарно-педагогические исследования. 2017. Т. 1. № 1. С. 13–17.