Скачать PDF

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме формирования педагогической этики у обучающихся по направлению «Педагогическое образование». Авторы раскрывают содержание понятия педагогической этики, определяют ее роль и место в профессиональной деятельности учителя. Компоненты педагогической этики проанализированы с позиций таких профессиональных характеристик, как направленность, готовность, культура, компетенции, грамотность, самореализация, становление и ответственность; а выявленные условия – с позиции значимости педагогической этики для профессионального становления студентов педагогических специальностей. Особое внимание авторы уделяют отбору и анализу интерактивных форм обучения, которые возможны и органичны в преподавании дисциплин профессионального и психолого-педагогических блоков. Названные формы позволяют успешно решать задачи формирования у студентов педагогической этики не только благодаря систематизации знаний студентов в вопросах социально принятых в обществе норм поведения, морали и нравственности, но и благодаря формированию у обучающихся внутренней мотивации к следованию этим нормам, начиная с простого соблюдения требований делового стиля в одежде и норм речевого этикета. В статье рассмотрен также потенциал внеучебных форм студенческого взаимодействия: участия студентов в традиционных научных и воспитательных мероприятиях вуза и института. Содержание данной деятельности направлено на формирование умений работать в команде, исследовать, прогнозировать, выступать перед аудиторией, анализировать свою деятельность и деятельность других, т. е. на развитие личностных качеств будущих педагогов: толерантности, коммуникабельности, ответственности, уважения к личности, эмпатии, благородства и самоконтроля. Авторами проанализированы результаты обследования отношения студентов педагогических специальностей к их собственному уровню развития педагогической этики.

Ключевые слова: этика, педагогическая этика, профессиональная компетентность, готовность, самореализация.

 

Сведения об авторах

Неретина Татьяна Геннадьевна ‑ доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 

Исаева Ирина Юрьевна ‑ доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 

 

Литература

1. Андреев В. И. Педагогическая этика: инновационный курс для нравственного саморазвития. Казань : ЦИТ, 2003. 272 с.

2. Банщикова Т. Н., Путеева С. В. Профессиональная готовность педагога к управлению педагогическим процессом / Вестник Северо-Кавказского федерального университета, гл ред. В. Н. Парахина. 2005. № 2 (14). С. 36–42.

3. Болдырев Н. И. методика работы классного руководителя : уч. пособие. М. : Просвещение, 2008. 172 с.

4. Белухин Д. А. Педагогическая этика: желаемое и действительное. М. : МПСИ, 2007. 123 с.

5. Зеер Э. Ф. Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: теория и практика : учеб. пособие для высшей школы. М. : Академический проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2006. 192 с.

6. Елисеева Ю. Н. Принципы и ценности этики в педагогической деятельности // Молодой ученый. 2016. № 3. С. 14–18.

7. Ильин Е. Н. Путь к ученику : книга для учителя. М. : Просвещение, 1988. 224 с.

8. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М. : Академия, 2002. 208 с.

9. Корнеева Л. Н. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности // Вестник Ленинградского университета. 1999. № 27. С. 4–7.

10. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: учеб. пособие. Ростов н/Дону : Феникс. 2004. 304 с.

11. Парц О. С. Изучение профессиональной этики в педагогическом вузе: поиски нравственной основы // Мир науки : Интернет журн. 2016. Т. 4. № 5. http://www.mir-nauki.com/pdf (дата обращения: 02.10.2017).

12. Платонов К К. Проблемы способностей. М. : Изд-во : Наука. 2001. 312 с.

13. Путеева С. В. Формирование порфессиональной готовности студентов заочной формы обучения к педагогической деятельности : автореф. дисс. … канд. пед. наук; Ставропольский гос. ун-т. Ставрополь, 2006. – 21 с.

14. Профессиональная культура учителя / сост. В. А. Сластенин, Н. И. Филиппенко. М. : Просвещение. 2003. 22 c.

15. Сариева А. Б. Понятие о педагогической этике и её задачи // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). Уфа : Лето, 2012. С. 21‑24

16.Энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. М. : Сов. энциклопедия, 1983. – 1600 с.

 

Для цитирования

Неретина Т. Г., Исаева И. Ю. Педагогическая этика будущих учителей как компонент профессиональной характеристики // Гуманитарно-педагогические исследования. 2018. Т. 2. № 1. С. 6-11.