Скачать PDF 

Аннотация. Статья посвящена анализу феномена социально-коммуникативной компетентности в структуре образовательного пространства вуза и применительно к социально-политическим изменениям, происходящим в обществе. Вопросы изучения социально-коммуникативной компетентности поднимаются авторами в аспекте компетентностного подхода: подробно рассмотрены ключевые компетенции, формируемые у студентов вуза в социокультурном пространстве университета наряду с социально-коммуникативной компетенцией. В статье подробно рассмотрены основные функции формирования социально-коммуникативной компетентности – рефлексивно-оценочная, адаптационная, развивающая; а также принципы научности, интеграции, индивидуализации, системности, принцип личностно-ориентированного подхода, преемственности; описан компонентный состав анализируемой компетентности, включающий в себя когнитивный, рефлексивный, мотивационный и деятельностный компоненты. Авторы дают толкования ключевых понятий исследования: «социально-коммуникативная компетентность» и «формирование социально-коммуникативной компетентности студентов вуза». Социально-коммуникативная компетентность понимается как интегративное качество студентов, включающее в себя когнитивный (получение информации), рефлексивно-оценочный (осмысление полученной информации), мотивационный (изменение самосознания и формирование мотивов к ведущей деятельности) и деятельностный (набор определенных паттернов поведения) компоненты, а также опирающееся на способность студентов к эффективному овладению социально и коммуникативно значимыми навыками, необходимыми для успешной адаптации в межличностном пространстве вуза, повышения уровня коммуникативной культуры обучающихся и формирования их будущей профессиональной и социальной траектории. Процесс формирования социально-коммуникативной компетентности представлен как целенаправленная, интегративная и специально-организационная деятельность студентов вуза по овладению ими навыками эффективной коммуникации в условиях социального взаимодействия.

Ключевые слова: социально-коммуникативная компетентность, студенты вуза, социокультурное пространство вуза, формирование социально-коммуникативная, компететности, ключевые компетенции, образовательный стандарт.

 

Сведения об авторах

Оринина Лариса Владимировна – доцент, кандидат педагогических наук, доцен кафедры педагогики Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова», г. Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Кашуба Инесса Валерьевна – доцент, кандидат педагогических наук, доцен кафедры педагогики Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Литература

1. Вербицкая Н. О., Оринина Л. В. Анализ понятия «экономический патриотизм» в современной России: системно-феноменологический подход // Фундаментальные исследования. № 11 (Ч.10). 2014. С. 2248–2252.

2. Кашуба И. В. К вопросу изучения коммуникативная компетентности студентов вуза // Современные концепции развития науки : сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. 20 августа 2016 года. Ч. 2. Уфа : Аэтерна, 2016. С. 112–114.

3. Клинова М. В. Новый «экономический патриотизм» в Европе: хорошо забытое старое? // Мировая экономика и международные отношения, 2008, № 4, С. 32–41.

4. Оринина Л. В., Световец М. С. Экономическая активность учащейся молодежи как фактор повышения её адаптивности к меняющимся социально-экономическим условиям // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 3. С. 73–78.

5. Оринина Л. В. Перспективы формирования экономического патриотизма у студентов технического университета в условиях новых профессиональных стандартов // Современные концепции развития науки: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. 20 августа 2016 года. Ч. 2. Уфа: Аэтерна, 2016. С. 124–125.

6. Харламов И. Ф. Педагогика. М.: Гардарики. 2003. С. 21-27.

7. Хуторской А. В. Методологические подходы к проектированию 12-летней школы // На пути к 12-летней школе: сб. науч. трудов; под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М. : ИОСО РАО, 2000. С. 22-37.

8. Хуторской А. В., Киселев А. Ф. Образовательные технологии в 12-летней школе // На пути к 12-летней школе : сб. науч. трудов; под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М. : ИОСО РАО, 2000. С. 139–142.

 

Для цитирования

Оринина Л. В., Кашуба И. В. Методологический аспект изучения феномена социально-коммуникативной компетентности студентов вуза // Гуманитарно-педагогические исследования. 2018. Т. 2. № 3. С. 11‑15.