Скачать PDF

Аннотация. Современная система образования обращает особое внимание на патриотическое воспитание подрастающего поколения. В связи с этим особую важность приобретает готовность педагогических работников к осуществлению патриотического воспитания. Нужно не только знать символы государства, его известные персоны, но и воспринимать свою малую родину как ценность. При этом необходимо, чтобы это могли делать не только практикующие педагоги, но и будущие воспитатели и учителя – студенты педагогических вузов. В данной статье проведено исследование образа малой родины, который сложился в глазах студентов педагогических вузов. В качестве метода исследования использовался метод семантического дифференциала, который представляет собой модифицированную процедуру субъективного шкалирования. Для изучения образа малой родины респондентам предлагалось выбрать одно из прилагательных – антонимов. В ходе исследования было опрошено 52 студента Уральского государственного педагогического университета. Согласно результатам исследования, у студентов педвуза сформирован достаточно позитивный образ: 94 % опрошенных определяют свою малую родину посредством прилагательных хороший и приятный, около 90 % связывают свое восприятие со словами светлый, красивый, естественный, полезный, открытый, упорядоченный. Вместе с тем были получены и противоречивые оценки, проявившиеся при выборе студентами ответов среди таких пар, как развитая – отсталая, самостоятельная – зависимая, сильная – слабая, возвышенная – низменная. Каждая из позиций была отмечена примерно половиной респондентов. Около 60 % опрошенных передали восприятие малой родины посредством слов бедная, обычная и ограниченная. Таким образом, проведенное исследование показывает необходимость дальнейшей разработки данной темы, а также проведения специальной работы со студентами педагогического вуза, направленной на формирование положительного образа малой родины и ценностного отношения к ней.

Ключевые слова: студенты педагогического вуза, малая родина, семантический дифференциал, патриотизм, патриотическое воспитание.

 

Сведения об авторе

Андрюнина Анна Сергеевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Литература

1. Албутова И. В. Модель системы подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся на основе педагогической практики // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. № 98. С. 68-70.

2. Барышникова С. В. «Сопереживание судьбе Родины» как стратегия патриотического воспитания // Воспитание школьников. 2010. № 6. С. 70-73.

3. Григорьева Е. В., Хакимова Н. Р., Левченко А. П. Патриотизм и тип ценностных ориентаций личности студентов вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 4. С. 201-207.

4. Кожевникова О. В., Вьюжанина С. А. Психосемантика. Метод семантического дифференциала : учебно-методическое пособие для студентов высших учеб. заведений. Ижевск : Удмуртский университет, 2016. 120 с.

5. Коротаева Е. В., Белоусова С. С. Патриотическое воспитание дошкольников: к вопросу программного обеспечения // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2017. № 2. С. 142-149.

6. Кузьмин А. М., Домбровская М. Г., Сироткин Е. А. Готовность учителя к воспитанию патриотизма подростков как педагогическая проблема // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2016. Т. 8. № 2. С. 56-61.

7. Кулигина С. Е., Кушнарева А. С. Уровень патриотизма студентов Благовещенского государственного педагогического университета (г. Благовещенск) // Чтения памяти Евгения Петровича Сычевского. 2016. №. 16. С. 109-117.

8. Лихачев Д. С. Раздумья о России. 3-е изд . СПб. : Логос, 2006. 656 с.

9. Сикевич З. В. Метод семантического дифференциала в социологическом исследовании (опыт применения) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. 2016. № 3. С. 118-128.

10. Сластенин В. А. , Исаев И. Ф. , Шиянов Е. Н. ;. Педагогика : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина М. : Академия, 2010. 567 с.

 

Для цитирования

Андрюнина А. С. Образ малой родины глазами студента педвуза // Гуманитарно-педагогические исследования. 2018. Т. 2. № 3. С. 6-10.