Скачать PDF

Аннотация. Целью данного исследования является изучение внутренней организации семантики многозначных слов на предмет того, каким образом организовано ее признаковое пространство, а также в каком виде значения хранятся в ментальном лексиконе. Несмотря на большое количество исследований в данном направлении, ученые так и не пришли к единому мнению, оперирует ли человек в ходе смыслообразования списками значений или в основе семантической структуры многозначного слова лежит общее значение. Нерешенность проблемы полисемии обуславливает актуальность исследований в данной области. В работе представлены результаты психолингвистического эксперимента, в ходе которого испытуемые без подготовки приводили толкование многозначных слов русского языка, не обусловленных контекстом. Результаты исследования показали, что носитель языка не нуждается в хранении развернутых дефиниций для оперирования и хранения значений полисемантов. Последние хранятся либо в виде распространенных коллокаций, либо в виде набора семантических признаков. Показано, что порядок хранения значений в ментальном лексиконе не соответствует порядку, приведенному в толковых словарях, так как на порядок значений в ментальном лексиконе оказывают влияние частотность и ряд экстралингвистических факторов (интерес, окружающая среда и пр.). Часто на первое место носитель языка выдвигает значение, актуальное для него в данный момент времени. Результаты исследования подтверждают основные принципы разрабатываемой нами теории значения, состоящей в том, что значение является текучим, зыбким образованием, которое формируется в момент речи и подстраивается под конкретную языковую ситуацию.

Ключевые слова: семантическая структура слова, экспериментальное исследование, значение, ментальный лексикон, семантическая сеть, толкование.

 

Сведения об авторах

Песина Светлана Андреевна – доктор филологических наук, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры лингвистики и перевода Института  гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Зимарева Ольга Леонидовна - кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и перевода Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Баклыкова Татьяна Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики и перевода Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Литература

1. Белоусов К. И., Ерофеева Е. В., Лещенко Ю. Е. Полевой принцип организации ментального лексикона и сценарии активации полей // Вопросы психолингвистики. 2018. Ч. 35, № 1. С. 39–53

2. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М. : Pуcские словари, 1996. 416 с.

3. Зимарева О. Л. Исследование многозначного слова в свете инвариантной теории и антропоцентрического подхода (на примере лексико-семантической группы «Растение») : дис. … канд. филол. наук. Уфа, 2017. URL: http://www.bashedu.ru/dissovets?d=11.

4. Кубрякова Е. С. В поисках сущности языка: когнитивные исследования. М. : Знак, 2012. 208 с.

5. Песина С. А., Латушкина О. Л. Лексический инвариант как содержательное ядро полисеманта // Вопросы когнитивной лингвистики. Тамбов : Изд-во ТГУ, 2014. Ч. 38, № 1. С. 105–108.

6. Песина С. А., Латушкина О. Л. Лексический инвариант как способ организации словарной статьи // Проблемы истории, филологии, культуры. 2014. Ч. 45. № 3. С. 308–310.

7. Песина С. А., Латушкина О. Л. Эмпирический анализ метафоры с позиции теории лексической инвариантности // Вестник Челябинского государственного университета. 2016. Ч. 386, № 4. С. 151–156.

8. Песина С. А., Зимарева О. Л. Семантический анализ и репрезентация значений в структуре многозначных слов // Вопросы когнитивной лингвистики. 2017. Ч. 50, № 1. С. 146–154.

9. Песина С. А., Зимарева О. Л., Вторушина Ю. Л. Использование кластерного подхода к описанию семантики слова для формирования лексической компетенции студентов бакалавров лингвистического направления // Перспективы науки и образования. 2019. Ч. 37, № 1. С. 445–454. doi: 10.32744/pse.2019.1.33

10. Falcum I. L., Vicente A. Polysemy: Current perspectives and ap-proaches. Lingua 157. 2015. DOI: 10.1016/j.lingua.2015.02.002.

11. Foraker S., Murphy G. L. Polysemy in sentence comprehension: ef-fects of meaning dominance. J. Memory Lang. 2012. P. 4, № 67. P. 407–425.

12. Frisson S. Semantic Underspecification in Language Processing.  Language and Linguistics Compass. 2009. P. 1, № 3. URL: http://doi.org/10.1111/j.1749-818X.2008.00104.x

13. Klein D. E., Murphy G. L. The representation of polysemous words. J. Memory Lang. 2001. P. 2, № 45. P. 259–282.

14. Pustejovsky J. The Generative Lexicon. Language. 2002. P. 4, № 17. DOI: 10/2307/415891

 

Для цитирования

Песина С. А., Зимарева О. Л., Баклыкова Т. Ю. Экспериментальное исследование семантической структуры слова в свете антропоцентрического подхода // Гуманитарно-педагогические исследования. 2019. Т. 3. № 4. С. 34‑38.