Аннотация. Статья посвящена поиску эффективных способов реализации проектного подхода в инженерном образовании России и Таджикистана. Рассматриваются возможности использования современных образовательных технологий в реализации проектного подхода. В своем обосновании авторы опирались на анализ опыта европейских вузов, успешно реализуемых проектный подход в своей деятельности. В статье представлен анализ смежных понятий, входящих в структуру проектного подхода: проект, проектное обучение, проектные технологии; представлен алгоритм реализации проектного подхода в системе современного образования в целом и инженерных образовательных практик, в частности. Также в статье представлено обоснование актуальности выбора проектно-ориентированной технологии в инженерном образовании России и Таджикистана с точки зрения основных образовательных траекторий вузов представленных стран, а также элемент сравнительной типологии образовательных систем России и Таджикистана, обусловливающий необходимость использования проектного подхода в инженерном образовании. Кроме этого, в статье рассмотрены основные задачи инженерного образования: развивать навыки инженерной деятельности у представителей современной молодежи в РФ; обеспечивать защиту общества от негативных последствий современных рыночных отношений, отражающихся на продуктах интеллектуальной собственности; обеспечивать благоприятное сетевое взаимодействие в системе «университет-производство»; создать благоприятные условия для промышленного регулирования и развития инженерного потенциала молодежи; обеспечивать развитие производства конкурентоспособной продукции.
Ключевые слова: инженерное образование, вузы России и Таджикистана, проект, проектный подход, проектные технологии, европейские практики, проектное обучение.
Сведения об авторах
Оринина Лариса Владимировна ‑ кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического образования и документоведения Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский Государственный технический университет им. Г.И. Носова», г. Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Одинаева Сафаргул Атабековна – кандидат физико-математических наук, заведующий кафедрой математического и компьютерного моделирования Таджикского национального университета, г. Душанбе, Республика Таджикистан; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Литература
1. Вербицкая Н. О., Оринина Л. В. Анализ понятия «экономический патриотизм» в современной России: системно-феноменологический подход // Фундаментальные исследования. № 11 (Ч.10). 2014. С. 2248–2252.
2. Кашуба И. В. К вопросу изучения коммуникативная компетентности студентов вуза // Современные концепции развития науки : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. 20 августа 2016 года. Ч. 2. Уфа : Аэтерна, 2016. С. 112–114.
3. Клинова М. В. Новый «экономический патриотизм» в Европе: хорошо забытое старое? // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 4. С. 32-41.
4. Оринина Л. В. Экономическая активность учащейся молодежи как фактор повышения её адаптивности к меняющимся социально-экономическим условиям // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 3. С. 73–78.
5. Оринина Л. В. Перспективы формирования экономического патриотизма у студентов технического университета в условиях новых профессиональных стандартов // Современные концепции развития науки: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. 20 августа 2016 года. Ч. 2. Уфа : Аэтерна, 2016. С. 124–125.
6. Половинкин А. И. Стратегия перестройки инженерного образования // Современная высшая школа. 1998. № 3. С. 23.
7. Туранин В. Ю. Качества личности современного выпускника высшей школы: типология и механизмы формирования // Наука. Искусство. Культура. 2015. № 2 (6). С. 247–249.
8. Fong, P. S. W. Knowledge creation in multidisciplinary project teams: An empirical study of the processes and their dynamic interrelationships. International Journal of Project Management, 2003, 21, 479-486. doi: 10.1016/S0263-7863(03)00047-4
9. Gibbs G., & Coffey M. The impact of training of university teachers on their teaching skills, their approach to teaching and the approach to learning of their students. Active learning in higher education, 2004, 5(1), 87-100.
Для цитирования
Оринина Л. В., Одинаева С. А. Возможности реализации проектного подхода в инженерном образовании России и Таджикистана // Гуманитарно-педагогические исследования. 2019. Т. 3. № 4. С. 14–20.