Скачать PDF

Аннотация

Исследование человека является одним из наиболее актуальных направлений современной гуманитарной науки. В центре внимания ученых находится человек во всех проявлениях, в том числе и его эмоциональное состояние. Эмоции как способ взаимодействия людей с миром привлекают внимание психологов и физиологов; вызывают они интерес и у лингвистов. Особенности вербализации эмоций исследуются на различном материале. В данной статье в качестве материала выступает созданное в конце ХХ века «Житие святой Ксении Петербургской». Выбор жития продиктован интересом, который в конце XX – начале XXI в. вызывает в российском обществе православная церковь, ее возможность выступить в роли нравственного ориентира. Жития святых – это наименее нормированный жанр церковной литературы, авторы которого могут использовать близкий к разговорной речи язык, что делает его понятным и близким читателю. Описание эмоций, свойственных всем без исключения людям, в том числе и святым, может помочь читателю увидеть героев житий как обычных людей, которые живут рядом с ним; и позволяет создать образ не идеального, не «схематического», но живого человека, жизненный путь которого может служить образцом для подражания. Анализируется пласт эмотивной, оценочной лексики, который используется автором для создания необходимого эффекта в тексте «Жития святой Ксении Петербургской». В числе основных методов использовались: методы контекстуального и семантического анализа. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что для передачи эмоционального состояния героини агиографического произведения используются те же приемы, что и для обозначения эмоций обычных людей. Это помогает читателю воспринять святую Ксению Петербургскую как земного человека, ставшего святым благодаря своей искренней вере.

Ключевые слова: эмотивная лексика, оценочные слова, эмоция, эмоциональное состояние, житие, агиография

 

Сведения об авторе

Мишина Людмила Николаевна ‑ кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, общего языкознания и массовой коммуникации, Институт гуманитарного образования, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

 

Литература

1. Апресян Ю. Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания. 1995. № 1. С. 37-67.

2. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М. : Яз. рус. культуры, 1998. 896 с.

3. Бижоев Б. Ч., Токмакова М. Х. Гендерная специфика выражения эмоций адыгскими женщинами (на материале кабардино-черкесского языка) // Вопросы когнитивной лингвистики. 2018. Вып. 2. С. 126‒131.

4. Большой толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] //. Гл. ред. С. А. Кузнецов. Первое издание: СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года Gramota.ru : [сайт]. [2000–2019]. URL: http://gramota.ru/slovari/info/bts/ (дата обращения: 06.06.2019)

5. Вендина Т. И. Средневековый человек в зеркале старославянского языка. М. : Индрик, 2002. 336 с.

6. Верещагин Е. М. История возникновения древнего общеславянского литературного языка. Переводческая деятельность Кирилла и Мефодия и их учеников. М. : Мартис, 1997. 325 с.

7. Гнев : православная энциклопедия [Электронный ресурс] : Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия»: [сайт]. [1998–2014]. URL: http://www.pravenc.ru/text/165179.html (дата обращения: 06.06.2019)

8. Еремина О. В. К вопросу об эмоционально-экспрессивном потенциале оценочной семантики ряда речевых глаголов английского языка // Вопросы когнитивной лингвистики. 2015. Вып. 3. С. 86-89.

9. Зинченко В. П., Мещеряков Г. П. Большой психологический словарь. М.: АСТ; АСТ-Москва; СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. 811 с.

10. Калимуллина Л. А. Семантическая характеристика эмотивной лексики (на материале памятников древнерусской письменности) // Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17. № 1(I). С. 575‒579.

11. Мишина Л. Н., Осипова А. А., Франчук О. В. К вопросу о работе с текстами древнерусских житий в средней школе // Перспективы науки и образования. 2018. № 6 (36). С. 164-172.

12. Осипова А. А., Позднякова Н. В. Особенности сюжета и языка жития Иакова Черноризца (Постника) (Об одном необычном отрывке из Супрасльской рукописи) // Проблемы истории, филологии, культуры. 2018. Т. 1. № 59. С. 223‒228.

13. Франчук О. В. Представление о веселье в языковой картине мира древних славян (песни, пляски) // От языковой картины мира средневекового славянина к современной языковой картине мира / под ред. С. Г. Шулежковой: в 2-х ч. Ч. 1. Магнитогорск : МаГУ, 2007. С. 35-41.

14. Шаховский В. И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. Изд. 2, испр. и доп. М.: URSS, 2008. 208 с.

15. Шмелев А. Д. Русский язык и внеязыковая действительность. М. : Яз. славянской культуры, 2002. 496 с.

16. Wierzbicka A. Emotions Across Languages and Cultures: Diversity and universals. Cambridge University Press, 1999. 361 p.

 

Для цитирования

Мишина Л. Н. Особенности обозначения эмоционального состояния человека в «Житии святой Ксении Петербургской» // Гуманитарно-педагогические исследования. 2019. Т. 3. № 3. С. 58‑64.