Аннотация
Статья отражает результаты исследования детско-родительских отношений в замещающей семье. С помощью специально разработанного диагностического инструментария авторами изучены особенности детско-родительской коммуникации в различных типах замещающих семей, выявлены мишени психологической помощи замещающим семьям. Заслуживает внимания составленная и апробированная программа детско-родительского клуба для работы с замещающими семьями, которая может быть использована в деятельности социального педагога, психолога социально-психологических и реабилитационных центров; рекомендации замещающим семьям по формированию благоприятных детско-родительских отношений. Программа включает следующие формы и методы: лекционные и практические занятия; круглые столы; мастер-классы; тематические мероприятия; занятия с использованием элементов тренинга, анализа продуктов деятельности, проблемных ситуаций; рефлексивные сессии; творческие, психолого-педагогические мастерские с участием родителей и детей, занятия на базе палаточного лагеря для замещающих семей и т.д. Новизной программы является вовлечение в работу не только приемных, но и биологических детей из замещающих семей, привлечение и обучение добровольцев для работы с замещающей семьей. К результатам использования программы можно отнести: повышение воспитательного потенциала замещающей семьи; повышение уровня психолого-педагогической компетентности замещающих родителей; минимизация случаев отказа от ребенка; снижение кризисных ситуаций в замещающей семье; распространение позитивного опыта в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях. Результаты исследования детско-родительских отношений могут стать основой для разработки технологий психолого-педагогического сопровождения замещающих семей, выявления основных направлений психологической помощи замещающей семье, в том числе воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: замещающая семья, воспитательный потенциал замещающей семьи, детско-родительские отношения, клуб для замещающих семей, приемный ребенок.
Сведения об авторах
Елена Викторовна Декина - доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Тульского государственного педагогического университета; г. Тула, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Егоров Владислав Сергеевич - студент факультета психологии Тульского государственного педагогического университета (направление подготовки «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психолого-педагогическое консультирование и коррекция»); г. Тула, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Литература
1. Арпентьева М. Р., Рожкова Н. Г. Жизненные перспективы замещающих семей: изучение, особенности, социальная поддержка: Монография. Калуга : КГУ им. К. Э. Циолковского, 2016. 456 с.
2. Мальцева И. В. Социальная работа с замещающими семьями. Тула : ГУ ТО «Региональный центр “Развитие”», 2017. 103 с.
3. Ослон В. Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М. : Генезис, 2015. 368 с.
4. Самсонова Г. О., Декина Е. В. Особенности психологической помощи замещающей семье, воспитывающей ребенка с особыми потребностями в развитии, и формирование ценности ответственного родительства : монография. М. : Эдитус, 2017. 260 с.
5. Шипицина Л. М. Психология детей-сирот. СПб. : Из-во С.-петерб. ун-та, 2015. 628 с.
6. Шульга Т. И., Семья Г. В. Особенности сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей с ОВЗ. М. : ИИУ МГОУ, 2015. 204 с.
Для цитирования
Декина Е. В., Егоров В. С. Изучение детско-родительских отношений в замещающей семье // Гуманитарно-педагогические исследования. 2019. Т. 3. № 3. С. 18–25.