Скачать PDF

Аннотация

Увеличение количества детей с особыми образовательными потребностями, пересмотр отношения в обществе к детям с особенностями психофизического развития, развитие экономики и демократических взглядов и т.д. способствуют развитию инклюзивного образования в Республике Беларусь. Для работы в условиях инклюзивного образования необходим педагог с высоким уровнем развития профессиональной компетентности. Одним из главных компонентов профессиональной компетентности является коммуникативная компетентность. В условиях инклюзивного образования коммуникативной компетентности педагога придается особое значение, так как вся педагогическая деятельность построена на коммуникативной основе. При этом инклюзивное образовательное пространство включает всех обучающихся: общающихся при помощи речи, поддерживающей и/или альтернативной коммуникации, не владеющих национальным языком и т.д. Вносят в коммуникативную деятельность свои специфические особенности национальные, религиозные, социально-экономические условия. Следовательно, для работы в условиях инклюзивного образовательного пространства необходимо пересмотреть образовательные программы высшего образования, чтобы учесть данные аспекты в подготовке будущих педагогов. В связи с тем, что данный процесс длителен, а подготовленные педагогические кадры необходимы уже сегодня, в УО «Барановичский государственный университет» большое значение уделяется волонтерской деятельности. В процессе волонтерства студенты приобретают необходимый для профессиональной деятельности опыт взаимодействия с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности. Будущие педагоги учатся не только общаться, а на практике отрабатывают методики проведения разных видов уроков и внеклассных мероприятий, что способствует формированию профессиональной компетентности. Волонтерская деятельность – это добровольная деятельность, однако пропаганда положительного опыта способствует тому, что значимая часть студентов включается в разные волонтерские проекты. Таким проектом является «Волонтерский марафон». Он направлен на взаимодействие студентов с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности. В данной статье приводятся результаты исследования мнения студентов, их высказываний о влиянии волонтерской деятельности на формирование у них компонентов коммуникативной компетентности.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, инклюзивное образование, волонтерская деятельность, Республика Беларусь.

 

Сведения об авторе

Кривуть Марина Леонидовна – методист ресурсного центра инклюзивного образования Барановичскго государственного университета, г. Барановичи, Республика Беларусь; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Литература

1. Деркач А. М. Компетентностный подход в среднем профессиональном образовании: риски подготовки некомпетентного специалиста // Вопросы образования. 2011. № 4. С. 214‒230

2. Дружилов С. А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. 2005. № 8. С. 26‒44.

3. Ильина Н. Ф. Профессиональное образование как условие профессионального развития педагога // Теория и практика профессионализации: опыт и перспективы : сборник статей / под общ. ред. Г.А. Гуртовенко. Красноярск : ККИПКРО, 2005. С. 16‒27.

4. Ильина Н. Ф., Адольф В. А. Подготовка педагога к инновационной деятельности в процессе профессионального становления // Альма Матер. 2006. № 10. C. 18‒20.

5. Карпов А. В., Кузнецова И. В., Кузнецова М. Д., Шадриков В. Д. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников : монография / под ред. В. Д. Шадрикова. М. : Логос, 2011. 168 с.

6. Колбасова Л. О. Профессиональная компетентность в современном социальном пространстве // Вестник ОГУ. 2009. № 7. С. 26‒31.

7. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности : метод. пособие. СПб.: Рыбинск : Б.и., 1993. 54 с.

8. Никитина Н. Н., Кислинская Н. В. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. М. : Академия, 2006. 224 с.

9. Онищенко Н. Э. Совершенствование профессиональной компетентности педагогов профильных гуманитарных классов : монография. Ижевск. Б.и. 2010. 221 с.

10. Суходольский Г. В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. Л. : ЛГУ, 1976. 120 с.

 

Для цитирования

Кривуть М. Л. Роль волонтерского марафона в формировании коммуникативной компетентности педагогов инклюзивного образования // Гуманитарно-педагогические исследования. 2019. Т. 3. № 3. С. 6‑11.