Аннотация
В статье раскрывается сущность познавательной практической деятельности и ее педагогический потенциал для умственного развития детей младшего дошкольного возраста. Автором представлены результаты педагогического эксперимента, в ходе которого выявлялся педагогический потенциал познавательной практической деятельности как средства умственного развития детей данной возрастной категории. Обозначены проблемы констатирующего этапа эксперимента, ставшие затем объектом формирующего этапа экспериментального исследования. Проведение последнего было реализовано с помощью разработанной автором методики умственного развития детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательной практической деятельности. В статье приведены теоретические положения, на основе которых разрабатывалась методика умственного развития детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательной практической деятельности. Описаны педагогические условия организации познавательной практической деятельности с воспитанниками вторых младших групп с целью умственного развития детей; представлено содержание работы с дошкольниками, разделенное на тематические блоки. Автор демонстрирует задания разных типов, которые использовались им для организации познавательной практической деятельности детей: обследовательские, креативные и оргдеятельностные. Обследовательские задания предусматривают изучение объектов по определенному алгоритму, они позволяют младшим дошкольникам в ходе взаимодействия с разными предметами постигать их новые свойства и качества. Креативные задания нацелены на предоставление возможности ребенку проявить творчество. Оргдеятельностные помогают младшим дошкольникам осваивать функции контроля собственной деятельности и деятельности других детей. Представленные задания характеризуют разные уровни сложности, в том числе реконструктивный, когда деятельность детей протекает в частично измененной, но знакомой дошкольникам ситуации; и логический уровень, который требует соответствующей интеллектуальной переработки усваиваемых знаний.
Ключевые слова: дети младшего дошкольного возраста, мыслительные процессы, познавательная практическая деятельность, познание, умственное развитие.
Сведения об авторе
Казаручик Галина Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой специальных педагогических дисциплин учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина», Брест, Республика Беларусь; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Литература
1. Бычкова И. И. Поиково-познавательная деятельность как средство формирования экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста // Первое сентября. 2011. URL: http://festival.1september.ru/articles/410546/ (дата обращения: 04.07.2011).
2. Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М. : Просвещение, 1969. 365 с.
3. Козлова С. А. Дошкольная педагогика : учебное пособие. 4-е изд, стер. М. : Издат. центр «Академия», 2002. 416 с.
4. Корзун А. В. К вопросу об организации исследовательской деятельности в дошкольном возрасте // Методические разработки. 2004. URL: http://www.trizminsk.org/e/260027.htm (дата обращения: 06.07.2011).
5. Педагогическая деятельность и теория Ф. Фребеля // Общественное дошкольное воспитание детей трудящихся в Западной Европе в конце XVIII ‒ начале XIX в. 2007. URL: http://www.gala-d.ru/parts/1086-part5.html (дата обращения: 16.07.2011).
6. Песталоцци И. Г. Как Гертруда учит своих детей // Песталоцци И. Г. Избр. труды: в 2 т. Т. 1: Избранные педагогические сочинения. М. : Педагогика, 1981. С. 61–212.
7. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт // Документа [сайт]. 2011.URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-45631.html (дата обращения 04.07.2011).
8. Усова А. П. Обучение в детском саду / под ред. А. В. Запорожца. 3-е изд., испр. М.: Просвещение, 1981. 176 с.
9. Учебная программа дошкольного образования / М-во образ. Респ. Бел., Нац. ин-т образ.; редкол.: Г. И. Бондаренко [и др.]. Минск : НИО, 2012. 415 с.
10. Шилко Н. Б. Как развивать познавательную активность детей дошкольного возраста // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2011. URL: http://festival.1september.ru/articles/100927/ (дата обращения: 06.07.2011).
Для цитирования
Казаручик Г. Н. Умственное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательной практической деятельности// Гуманитарно-педагогические исследования. 2019. Т. 3. № 2. С. 6-11