Аннотация
На современном этапе развития общества, который характеризуется необычайной мобильностью и изменчивостью, проектный тип культуры начинает преобладать. Он становится одним из центральных культурных механизмов преобразования действительности во многих областях деятельности, в том числе и в образовании. Это означает, что каждому педагогу необходимо уметь пользоваться проектной деятельностью в ее различных вариантах. Все вышесказанное определяет актуальность предлагаемого исследования. В статье анализируется использование проектных технологий в школе, как особой интерактивной формы организации деятельности обучающихся при изучении ими иностранного языка. О важности использования проектных технологий, по мнению авторов, говорят многочисленные исследования, научные статьи, рассмотренные в ходе работы над данной темой. Цель данной статьи состояла в том, чтобы посредством теоретического обзора и результатов проведенного исследования обратить внимание на преимущества внедрения проектов при изучении иностранного и, в частности, немецкого языка. Методика исследования включает теоретические методы работы над материалом: изучение и анализ научной литературы, сравнение, индуктивный и дедуктивный способы раскрытия материала, обобщение материала. Особое внимание авторы уделяют планированию урока – сложному процессу, благодаря которому для продуктивной работы обучающихся закладывается необходимая смена деятельности. Самостоятельная работа школьников, их активность и вовлеченность в урок имеют огромное значение и прекрасно реализуются в проектной деятельности, в отличие от традиционного фронтального режима работы. Анализируемая технология дает необходимую динамику, различные импульсы для достижения оптимального уровня своих навыков и умений, приобретаемых компетенций. Авторы приходят к выводу, что проектное обучение – это лучшее сочетание работы головы и тела, сохраняющее обучающихся главными действующими лицами урока, а не пассивными слушателями.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, проект, проектные технологии, проектно-ориентированное обучение, немецкий язык.
Сведения об авторах
Морозов Евгений Александрович ‒ доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры романо-германской филологии и перевода Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» / Nosov Magnitogorsk State Technical University (NMSTU), Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Морозова Инна Владимировна ‒ учитель иностранных языков, МАОУ «Многопрофильный лицей № 1», Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Литература
1. Алексеева А. Ю. Использование технологий корпусной лингвистики в обучении иностранным языкам в старшей школе // Студент и наука (гуманитарный цикл) – 2018. Материалы международной студенческой научно-практической конференции. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2018. С. 358‑363
2. Захаров В. П. Корпусная лингвистика: учеб.-метод. пособие. СПб. : Санкт-Петербургский государственный университет, 2005. 48 с.
3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: учеб. пособие / под ред. А. И. Пискунова. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 512 с.
4. Кашлева Н. В., Дмитриева Ж. В., Игнаткина Т. В. Школьная проектная лаборатория. Волгоград: Учитель, 2009. 154 с.
5. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 3–12.
6. Морозов Е. А. Уразаева Н. Р. Использование лингвистических корпусов в проектной деятельности на занятиях по немецкому языку в высшем учебном заведении // Перспективы науки и образования. 2018. № 6 (36). С. 187‑195.
7. Песина С. А., Морозов Е. А., Юсупова Л. Г. Языковая компетенция современного специалиста // Языки, литература и культура в полилингвальном пространстве: сб. материалов Международной научно-практической конференции. Уфа: РИЦ БашГУ. 2013. С. 68‑74.
8. Петухова А. А. Метод проектов на уроках иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 33. С. 75–80. URL: http://e-koncept.ru/2017/771134.html
9. Пикеева Е. Н. Метод проектов на уроках иностранного языка // Молодой ученый. 2014. № 7. С. 534‑536. URL: https://moluch.ru/archive/66/11111/ (дата обращения: 10.03.2019)
10. Рындина Ю. В. Индивидуально-дифференцированный подход в обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Молодой учёный. – 2013. – № 10 (57). – С. 610–612
11. Уразаева Н. Р. Корпусные технологии в лингвистике. Учебно-методическое пособие (электронное издание). Магнитогорск: МГТУ им. Г. И. Носова, 2019. 1 эл. опт. диск (CD- ROM).
12. Уразаева Н. Р., Морозов Е. А. Корпусная лингвистика при обучении немецкому языку: практические основы и инструменты // Современное образование. 2018. № 3. С. 71‑79
13. Фатеева И. А. Метод проектов как приоритетная инновационная технология в образовании / И. А. Фатеева, Т. Н. Канатникова // Молодой ученый. 2013. № 1. С. 376–378.
14. Domke C., Eschrig S., Kowalzik K., Krause A. Flow Erleben, 2011. URL: https://turesden.de/mn/psychologie/lehrlern/ressourcen/dateien/lehre/lehramt/lehrveranstaltungen/motivationsfoerderung/folder-2011-11-01-8121459277/e_Flow.pdf?lang=en (дата обращения: 10.03.2019)
15. Kilpatrick, W. H. The project method //Teachers College Record, 1918. № 19, S. 319–335.
Для цитирования
Морозов Е. А., Морозова И. В. Проектная деятельность на уроке иностранного языка как технология интерактивного обучения. К постановке проблемы // Гуманитарно-педагогические исследования. 2019. Т. 3. № 2. С. 19‒25.