Аннотация
В статье дана целостная картина развития системы педагогического образования в Башкирской АССР в 1917–1941 гг., составленная на основе архивных материалов. Охарактеризованы уровни образования и типы учебных заведений. В педагогическом образовании было сформировано три уровня образования: начальное, среднее и высшее. В систему начального образования входили педагогические курсы. Среднее образование было представлено сетью педагогических техникумов. В систему высшего образования сформировали педагогические и учительские институты. Автор выделил этапы развития системы педагогического образования: 1) 1917–1920 гг. – организационный период (становление) новой, советской системы педагогического образования; 2) 1921–1933 гг. – период развития обозначенного образования; 3) 1933–1941 гг. – период оформления педагогического образования. Проанализированы учебные планы и программы учебных заведений, а также методы и приемы преподавания предметов. Раскрыты содержание, формы и технологии подготовки специалистов. Большое внимание уделяется нравственному, физическому, трудовому и эстетическому воспитанию. Проанализированы анкетные материалы студентов и преподавателей. Обозначены основные тенденции, выявлены особенности развития указанной системы, обусловленные культурно-историческими, политическими, экономическими и этнокультурными условиями. Выделен позитивный опыт системы педагогического образования Башкирской АССР в 1917–1941 гг., который имеет значимость для современного образования.
Ключевые слова: система педагогического образования, типы учебных заведений, этапы, историко-педагогическое исследование, Башкирская АССР.
Сведения об авторе
Ерёмина Анастасия Игоревна - аспирант кафедры педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», Уфа, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Литература
1. Аксентьева Е. А. Становление и развитие педагогического образования в Зауралье во второй половине XIX – начале XX вв. : дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Нижний Новгород, 2011. 208 с.
2. Аминов Т. М. История профессионального образования в Башкирии. Начало XVII века – до 1917 года. М. : Наука, 2006. 348 с.
3. Аминов Т. М. Организация педагогического процесса государственных педагогических учебных заведений Башкирии в конце XIX – начале XX века // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. 2004. № 2. С. 57‒75.
4. Аминов Т. М. Система профессионального образования в регионах дореволюционной России (на примере Башкирии) // Вопросы образования. 2014. № 3. С. 244‒263.
5. Аминов Т. М. Становление и развитие системы педагогического образования в Башкирии : дис. …канд. пед. наук: 13.00.01. Уфа, 1997. 223 с.
6. Анашкин Э. Н. Становление и развитие системы подготовки кадров преподавателей для педагогических вузов и средней школы на Урале (1920‒1940 гг.) : дис. … канд. ист. наук: 07.00.02. Челябинск, 2010. 221 с.
7. Асадуллина Г. А. Средние педагогические учебные заведения Башкирской АССР в 1919‒1956 гг.: дис. … канд. ист. наук: 07.00.02. Уфа, 2014. 194 с.
8. Балянова С. В. Становление и развитие высшего педагогического образования в Чувашии (1917‒1941 гг.) : дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Чебоксары, 1998. 236 с.
9. Борисова И. В. Становление и развитие системы педагогического образования в Западной Сибири в 1920‒1941 гг. : дис. …канд. ист. наук: 07.00.02. Кемерово, 2001. 203 с.
10. Днепров Э. Д. Очерки историографии образования и педагогики дореволюционной России. М. : Мариос, 2014. 232 с.
11. Дубровская Т. А. Формирование и развитие системы профессионального образования в России (XIX – начало XX века): дис. … д-ра ист. наук: 07.00.02. М., 2004. 529 с.
12. Ерёмина А. И. Историко-педагогические аспекты деятельности Бирского татаро-башкирского педагогического училища в 1920-1930-гг. // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 2 (163). С. 92‒96.
13. Исеметов С. И. Незабываемый марпедтехникум. Книга очерков и воспоминаний воспитанников Бирской инородческой учительской школы, Бирского марийского педагогического техникума и Краснокамского МПУ (1882‒1956 гг.). с. Николо-Берёзовка: Кама таннары, 2006. 268 с.
14. История педагогики и образования: учеб. пособие для пед. учебных заведений / под ред. А. И. Пискунова. М. : ТЦ Сфера, 2001. 512 с.
15. Корнетов Г. Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. М. : ИТТТ и МИО РАО, 1994. 265 с.
16. Маркелова Л. Н. Среднее профессиональное образование Башкортостана 1925‒1985 гг.: становление и развитие. Стерлитамак : Стерлитамак. гос. пед. акад., 2005. 185 с.
17. Образование, которое мы можем потерять : сборник / под ред. В. А. Садовничего. М. : Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова; Ин-т компьютер. исслед., 2003. 368 с.
18. Очерки истории профессионально-технического образования в СССР / под ред. С. Я. Батышева. М. : Педагогика, 1981. 352 с.
19. Паначин Ф. Г. Педагогическое образование в СССР. М. : Педагогика, 1975. 218 с.
20. Сологубова С. Л. Формирование системы разноуровневого педагогического образования в России (вторая половина XIX – начало XX вв. : дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Нижний Новгород, 2006. 224 с.
21. Сулейманова Л. Ш. История становления и развития национальных общеобразовательных школ и педагогических учебных заведений в Башкортостане (1900 – начало 70-х гг. XX в.) : дис. … д-ра ист. наук: 07.00.02. Уфа, 2000. 457 с.
22. Тенчурина Х. Ш. Становление и развитие профессионально-педагогического образования (последняя треть XIX – начало 90-х годов XX века): дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 2002. 449 с.
Для цитирования
Ерёмина А. И. Развитие системы педагогического образования в Башкирской АССР в 1917–1941 годы // Гуманитарно-педагогические исследования. 2019. Т. 3. № 2. С. .12-18