Скачать PDF

Аннотация

Одним из приоритетных направлений в дошкольном образовании является педагогическая поддержка развития личности детей дошкольного возраста. Освоение ребенком позиции субъекта требует специальной педагогической технологии, сущность которой заключается во включении ребенка в разнообразные виды детской деятельности и переводе дошкольника на позицию субъекта в целях развития его индивидуальности. В статье раскрываются теоретические и методические основы использования технологий педагогической поддержки развития субъектной позиции ребенка в дошкольном образовании. Анализ современных подходов российских и белорусских исследователей к изучаемой проблеме акцентирует внимание читателей статьи на субъектно-деятельностном подходе и четырех тактиках педагогической поддержки О. С. Газмана, разработанных в зависимости от решаемой педагогом задачи («защита», «помощь», «содействие» и «взаимодействие»). Рассматривается роль использования технологий воспитания, личностно-ориентированных, гуманно-личностных технологий в развитии субъектной позиции детей дошкольного возраста. Примером реализации технологий педагогической поддержки развития субъектной позиции ребенка в дошкольном образовании служат разработанные авторами статьи теоретические вопросы и практические задания, которые можно использовать в профессиональной подготовке будущих воспитателей. Значительное место в применении указанных технологий отводится интерактивным формам работы студентов. Авторы приходят к выводу, что педагогическая поддержка формирует особую творческую атмосферу и систематически создает в жизни детей ситуации выбора, необходимые для развития позиции субъекта. Субъектный подход, подчеркивающий самоценность дошкольного детства, является сегодня одним из перспективных в современной практике дошкольного образования России и Республики Беларусь.

Ключевые слова: технологии, педагогическая поддержка, субъектная позиция, развитие, дети дошкольного возраста, профессиональная подготовка.

 

Сведения об авторах

Горностай Татьяна Леонтьевна – доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Брестского государственного университета им. А. С. Пушкина, г. Брест, Республика Белорусь, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Степанова Наталья Анатольевна – доцент, кандидат педагогических наук, кафедра дошкольного и специального образования Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Литература 

1. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании / под ред. О. С. Газмана. М. : Прогресс, 1996. 167 с.

2. Гогоберидзе А. Г. Субъектность ребенка дошкольного возраста: миф или реальность? // Современный детский сад. 2010. № 1. С. 22–27.

3. Голованова Н.Ф. Технология педагогической поддержки. Общая педагогика: учебное пособие для вузов. СПб. : Речь, 2005. С. 311–314.

4. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. СПб. : Питер, 2015. 464 с.

5. Керножицкая И. Е. Идея педагогической поддержки в современной отечественной педагогике // Общая образовательная школа в условиях реформирования: состояние и перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф. / под ред. А. П. Орлова. Витебск: Гос. университет им. П. М. Машерова, 2003. С. 42–47.

6. Попова С. И. К вопросу о педагогической поддержке личности // Праблемы выхавання. 2002. № 3. С. 102–112.

7. Педагогика детства: петербургская научная школа: сб. научн. трудов /ред. М. В. Крулехт и др. СПб. : Адверта, 2005. 405 с.

8. Ращикулина Е. Н., Кизилова С. А. Аксиологический подход в социогуманитарном исследовании ответственного родительства // Гуманитарно-педагогические исследования. 2017. Т. 1. № 1. С. 101–107.

9. Stepanova N. A., Sannikova L. N., Levshina N. I., Yurevich S. N., Chernobrovkin V. A. Parental Evaluation of Preschool Education Quality: is it a Problem or an Opportunity? // Man in India. 2017. Т. 97 № 5. С. 171–185.

 

Для цитирования

Горностай Т. Л., Степанова Н. А. Педагогическая поддержка развития субъектной позиции ребенка дошкольного возраста // Гуманитарно-педагогические исследования. 2019. Т. 3. № 1. С. 7-11.