Скачать PDF

Аннотация

В исторической литературе недостаточно разработана проблема развития высшего исторического образования в 1930–2000-е гг. в статье предпринята попытка на основе документального материала проанализировать актуальную для исторической и педагогической науки тему. Важно проследить этапы становления исторического образования на примере двух вузов, появившихся в годы первой пятилетки – Магнитогорского педагогического института и Магнитогорского горно-металлургического института, а позднее – объединенного Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова. Проведенное исследование показало, что обучение учителей проходило в непростых условиях реорганизаций 1930-х гг. и в начале 1950-х гг. привело к закрытию факультета. Однако, преодолевая трудности, исторический факультет успешно готовил квалифицированных работников не только для школ, но и вузов, системы управления и других сфер. Недостаток преподавателей с учеными степенями и званиями компенсировался творческим подходом к делу, самообразованием, желанием передать имевшиеся знания студентам. Второе рождение исторического факультета в 1990-е гг. позволило вновь решать важные задачи обеспечения учебных заведений необходимыми для исторического просвещения молодежи кадрами. В Магнитогорском горно-металлургическом институте имелась своя специфика: историческое образование студентов происходило на занятиях по изучению марксистско-ленинской теории. Будущие инженеры должны были овладеть основами марксизма-ленинизма и знаниями практики коммунистического строительства. Учебный процесс находился под постоянным контролем партийных органов. В 1960–1980-е гг. значительно возросла остепененность преподавательских кадров, активизировалось их участие в научно-исследовательской работе. В настоящее время кафедра всеобщей истории МГТУ им. Г.И. Носова, обладая высококвалифицированными кадрами, успешно решает задачи по подготовке бакалавров и магистрантов-историков, проводит эффективную научную деятельность.

Ключевые слова: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, историческое образование, преподаватели, студенты, выпускники, Магнитогорский педагогический институт, Магнитогорский горно-металлургический институт.

 

Сведения об авторах

Потемкина Марина Николаевна - доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой всеобщей истории Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Филатов Владимир Викторович - доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры всеобщей истории Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Литература

1. Андреева С. Л. Гуманитарные науки и гуманитарное образование 2016: новые исследования, концепции, идеи // Гуманитарно-педагогические исследования. 2017. Т. 1. № 1. С. 160–168.

2. Галигузов И. Ф., Чурилин М. Е. Флагман отечественной индустрии. История Магнитогорского металлургического комбината им. В. И. Ленина. М.: Мысль, 1978. 251 с.

3. Дегтярев А. Г. Летопись горы Магнитной и города Магнитогорска. Магнитогорск : Магнитогор. полигр. предприятие, 1993. 115 с.

4. Исторический факультет 1932–1953 гг.; 1996–2006 гг. / сост. М. Г. Абрамзон, И. Н. Кравцова, А. А. Осипова; под. ред. А. А. Осиповой. Магнитогорск: Магнитогорский государственный университет, 2006. 56 с.

5. Кафедра всеобщей истории МГТУ им. Г.И. Носова [Электронный ресурс] URL: http://www.magtu.ru/sveden/struct/instituty-fakultety-kafedry/institut-gumanitarnogo-obrazovaniya/kafedry-instituta-gumanitarnogo-obrazovaniya/napravlenie-istoriya-i-sotsiologiya/kafedra-novoj-i-novejshej-istorii.html (дата обращения: 25.01.2019).

6. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898–1986). 9-е изд., доп. и испр. 1956–1960. Т. 9. М.: Политиздат, 1986. 574 с.

7. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898–1986). 9-е изд., доп. и испр. 1946–1955. Т. 8. М.: Политиздат, 1985. 542 с.

8. Кутыкова И. В. Трансформация отечественного исторического образования: уроки истории // Идеи и Идеалы. 2016. № 3 (29), т. 2. С. 112–126.

9. Люди, дела, традиции. Энциклопедия МаГУ (1932–2012). Научно-исследовательская словарная лаборатория МаГУ; отв. ред. С. Г. Шулежкова. 3-е издание, переработанное и дополненное. Магнитогорск: Магнитогорский государственный университет, 2012. 546 с.

10. Магнитка и Победа: научно-публицистическое издание, посвященное 65-летию Великой Победы / гл. ред. С. В. Герасимова; науч. ред. М. Н. Потемкина. Магнитогорск: ООО «ПР-Капитал. Издательский Дом», 2010. 300 с.

11. Терехов А. Н. Система исторического образования в России: специфика эволюции в XX в. // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2009. Вып. 1 (17). С. 51–61.

12. Ушмаева К. А. Высшее историческое образование в России (20–90-е годы XX века): монография. Ставрополь: Изд-во СтавГУ, 2008. 498 с.

13. Kolokoltsev V. M., Filatov V. V. Magnitka. Steel and people. Chernye metally. 2016. No. 12. pp. 60–67.

 

Для цитирования

Потемкина М. Н., Филатов В. В. Высшее историческое образование в г. Магнитогорске (1932–2019 годы) // Гуманитарно-педагогические исследования. 2019. Т. 3. № 1. С. 34–43.