Скачать PDF

Аннотация

Актуальность заявленной в статье проблемы обусловлена необходимостью создания пространства «внутренней социализации» подростков с девиантным поведением, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением личности. Именно поэтому важно исследование педагогических возможностей реализации игровых технологий образования в развитии познавательных способностей подростков, создающих атмосферу увлеченности, заинтересованности в социально значимой деятельности. Основными методами исследования выступили: теоретические (анализ, синтез, моделирование, абсрагирование и конкретизация, обобщение); эмпирические (тестирование, изучение нормативной документации, анализ результатов деятельности подростков с девиантным поведением). В данной статье представлена разработанная автором модель развития познавательных способностей подростков с девиантным поведением средствами игровых технологий. Данная модель включает четыре взаимосвязанных блока: целевой, содержательно-функциональный, организационно-деятельностный, оценочно-результативный. Методологической основой разработанной модели является интегративное единство личностно-ориентированного, деятельностного, технологического методологических подходов. В статье представлены условия реализации модели: активизация в процессе игрового взаимодействия эмоциональной сферы личности, полноценной мотивации, направленной на адекватную самооценку; учет индивидуальных, возрастных, психологических особенностей подростков с девиантным поведением в процессе игрового взаимодействия, оперативная диагностика уровня познавательных способностей подростков с девиантным поведением.

Ключевые слова: модель, моделирование, познавательные способности, подросток, девиантное поведение, игровые технологии.

 

Сведения об авторе

Климов Максим Александрович – аспирант кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Литература

1. Алмазов Б.Н. Психология проблемного детства. М. : Дата Сквер, 2009. 248 с.

2. Берн Э. За пределами игр и сценариев. Минск: Попурри, 2008. 464 с.

3. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М. : Просвещение, 1989. 192 с.

4. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4. С. 11–15.

5. Выготский Л. С. Лекции по психологии. СПб. : Союз, 1997. 144 с.

6. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М. : Изд-во МГУ, 1976. 150 с.

7. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб. : Изд-во «Питер», 2000. 368 с.

8. Змановская Е.В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход : vонография. СПб.: СПб ун-т МВД России, 2005. 274 с.

9. Кларин М. В. Инновационные модели обучения. Исследование мирового опыта : монография. М. : Луч, 2016. 640 с.

10. Климов М. А., Ращикулина Е. Н. Девиантное поведение подростков: причинная обусловленность, виды, риски // Современное педагогическое образование. 2018. № 2. С. 151–154.

11. Кон И. С. Психология ранней юности. М. : Просвещение, 1989. 256 с.

12. Кумарина Г. Ф., Вайнер М. Э., Вьюнкова Ю. Н. Коррекционная педагогика в начальном образовании. М. : Издательский центр «Академия», 2003. 320 с.

13. Левин Б. М., Левин М. Б. Не оступись. М. : Мысль, 1988. 155 с.

14. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. М. : Педагогика, 1983. Т. 2. 318 с.

15. Макаренко А. С. Педагогическая поэма М. : Изд.-во АСТ, 2015. 703 с.

16. Морозов А. В., Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология: учеб. пособие,. 2-е изд., испр. и доп. М. : Академический Проект, 2004, С. 479–480.

17. Мухина B. C. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений. 10-е изд., перераб. и доп. М. : Издательский центр «Академия», 2006. 608 с.

18. Плотинский Ю. М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. Учебное пособие для высших учебных заведений. М. : Издательская корпорация «Логос», 1998. 83 с.

19. Реан А. А. Психология личности. СПб., Питер, 2013. 288 с.

20. Рубинштейн С. Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. 1960. № 3. С.4–10.

21. Сартр Ж. П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии  М.: Республика, 2000. 640 с.

22. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие. М. : Народное образование, 1998. 256 с.

23. Сластенин В. А. Высшее педагогическое образование в России на путях реформирования // Педагогика как наука и учебный предмет : тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф. Тула : Изд-во Тульского государственного педагогического университета, 2000. Ч. 1. С. 7–11.

24. Сухомлинский В. А. О воспитании. М. : Политиздат, 1975. 272 с.

25. Теплов Б. М. Избранные труды : в 2 т. М. : Педагогика, 1985. Т. 1. 328 с.

26. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе / пер. М. В. Вульф, А. А. Спектор. М. : АСТ, 2006. 400 с.

 

Для цитирования

Климов М.А. Модель развития познавательных способностей подростков с девиантным поведением средствами игровых технологий // Гуманитарно-педагогические исследования. 2019. Т. 3. № 1. С. 12–17.