Скачать PDF

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению взаимодействия функционально-семантических категорий причины / цели–следствия с категорией взаимности. Показаны различия характера взаимных отношений по их цели в ситуации взаимного физического движения, взаимных действий с «предметом взаимного интереса» (предметом имущественной ценности) и при общении в процессе мысле-рече-языкового действия. Актуальность исследования взаимодействия семантических полей, движения функционально-семантических категорий обусловлена необходимостью в научно-практической деятельности измерять языковую материю, совершенствуя тем самым методику лингвистического анализа. Если системность представлений формируется, опираясь на функциональную координацию мыслительной, речевой и языковой составляющих феномен языка (как мысле-рече-языкового единства), то к методологии лингвистических исследований соответственно предъявляется требование следовать природе реализации познавательной функции мозга. Это значит, что в каждом фрагменте изучаемого явления следует распознавать свойства целого, видеть его как часть целого – сложной системы, способной к саморазвитию. Научность методологии лингводидактики принципиально важна в школе во избежание схоластики и нарушения целостности восприятия мира. С самого начала образовательного процесса нужно опираться на понимание синергии саморазвития сложной системы.

Ключевые слова: поле взаимных отношений, причинно-следственные связи, сложная система, мысле-рече-языковое единство, память.

 

Сведения об авторе

Радзиховская Вера Казимировна - кандидат филологических наук, докторант кафедры русского языка Московского педагогического государственного университета, Москва, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Литература

1. Бондарко А. В. Системные и коммуникативные аспекты анализа грамматических единств // Проблемы функциональной грамматики. Категории морфологии и синтаксиса в высказывании : монография / отв. редактор А. В. Бондарко. СПб. : Наука СПб, 2000, С. 9–35.

2. Выготский Л. С. Мышление и речь. М. : Лабиринт, 996. 415 с.

3. Геллнер Э. Слова и вещи. М.: Изд-во иностранной литературы, 1962. 344 с.

4. Кирьянов А. П., Радзиховская В. К. Причинность и случайность альтернативы в сложной системе // Проблемы исторического познания : сб. статей / отв. ред. К. В. Хвостова. М.: Ин-т всеобщей истории РАН, 2014. С. 120–138.

5. Лосев А. Ф. Язык как орудие общения в свете ленинской теории отражения // Уч. записки. Московск. гос. пед. ин-та МГПИ им. В.И. Ленина. 1970. № 372. С. 208-224.

6. Мучник И.П. Грамматические категории глагола и имени в современном русском литературном языке. М. : Наука, 1971. 298 с.

7. Радзиховская В. К. К обоснованию объекта исследования функционально-семантической категории взаимности // Преподаватель XXI век. № 1. 2016. Часть 2. С. 367–383.

8. Радзиховская В. К. Языковые явления в свете ФСК взаимности // Вестник МГОУ. Серия: Русская филология. № 5, 2016. С. 113–122

9. Смолина К. П. Лексика имущественной сферы в русском языке XI-XVII вв. / отв. ред. В. В. Лопатин; АН СССР, Ин-т рус. яз. М. : Наука, 1990. 204 с.

10. Шулежкова С. Г. Словарь крылатых выражений из области искусства. Москва : Азбуковник: Издательство «Русские словари», 2003. 430 c.

11. Dziewanowski O co toczᶏ się wojny //Wiedza i życie. 1980, № 4. S. 30–34.

 

Для цитирования

Радзиховская В. К. Взаимодействие функционально-семантической категории взаимности с полями причины / цели – следствия // Гуманитарно-педагогические исследования. 2020. Т. 4. № 1. С. 54–65.