Аннотация
В условиях динамично развивающегося общества дошкольное образование выступает в качестве стартовой ступени, которая на перспективу определяет успешность жизненного пути человека. В роли объекта труда в дошкольном образовании выступает воспитанник, представляющий собой постоянно развивающуюся и изменяющуюся личность. Вид и направленность этих изменений во многом определяется взаимодействием с педагогом дошкольной образовательной организации, его умением организовать образовательный процесс. Для решения новых образовательных задач в быстро меняющихся современных условиях возникает потребность в способности воспитателей моделировать реальный образовательный процесс в дошкольной образовательной организации. Опираясь на исследования Л. А. Вен гера, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, С. Г. Якобсон и других ученых, автор отмечает, что ведущим видом деятельности детей в дошкольном детстве является игра. Важная роль принадлежит дидактическим играм, которые использует педагог для всестороннего развития личности дошкольника, в том числе, в непосредственно образовательной деятельности. Поэтому в статье рассматривается вопрос моделирования непосредственно образовательной деятельности с использованием дидактических игр в дошкольной образовательной организации. Раскрывается значение данного вопроса в основных нормативных документах: Концепции развития образования Российской Федерации до 2020 года, Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Дается характеристика основных понятий – «непосредственно образовательная деятельность», «моделирование», «модель»; представляются принципы организации непосредственно образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации; санитарно-гигиенические, дидактические, организационные требования, этапы, условия и примеры игровых ситуаций организации непосредственно образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: дидактическая игра, непосредственно образовательная деятельность, моделирование, модель, дошкольная образовательная организация.
Сведения об авторе
Шепилова Наталья Анатольевна – доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального образования Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Литература
1. Венгер Л. А. Игра как вид деятельности // Вопросы психологии. 1978. № 3. С. 163–165.
2. Выготский Л. С. Лекции по психологии. Мышление и речь. М. : Юрайт, 2020. 432 с.
3. Галигузова Л. Н. Дошкольная педагогика : учебник и практикум. М. : Юрайт, 2019. 253 с.
4. Гризик Т. И. Познавательное развитие детей 2-8 лет : мир природы и мир человека: метод. пособие для воспитателей. М. : Прсвещение, 2015. 208 с.
5. Доронова Т. Н., Доронов С. Г. К вопросу о реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования // Современное дошкольное образование. 2019. № 3 (93). С. 36–45.
6. Запорожец А. В. Психическое развитие ребенка. Избранные психологические труды в 2-х т. Т. 1. М. : Педагогика, 1986. 320 с.
7. Короткова Н. А. Современные исследования детской игры // Вопросы психологии. 1985. № 2. С. 163–169.
8. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии : учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. М. : Смысл ; Академия, 2010. 509 с.
9. Микерина А. С. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в интегрированном образовательном процессе: авореф. дис. … канд. пед. наук. ФГБОУ ВПО «ЧГПУ». Челябинск, 2013. 27 с.
10. Микляева Н. В. Расписание и план непрерывной образовательной деятельности в детском саду: метод. пособие. М. : Аркти, 2017. 256 с.
11. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. М. : Академический Проект, 2002. 160 с.
12. Михайлова З. А. Активизация мыслительной деятельности ребенка в развивающих играх. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. СПб. : Детство-Пресс, 2007. 192 с.
13. Новоселова С. Л. Игра дошкольника. М. : Просвещение, 1989. 286 с.
14. Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога. М. : Академия, 2008. 368 с.
15. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. М. : Просвещение, 2013. 96 с.
16. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Минск. 2011. 117 с.
17. Урунтаева Г. А. Специфика дидактической игры дошкольника // Дошкольное воспитание. 2016. № 2. С. 8–15.
18. Шепилова Н. А. Модель развития профессиональной готовности к инновационной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. Т. 8. № 3 (33). С. 32–39.
19. Якобсон С. Г., Доронова Т. Н. Психологические принципы формирования начальных форм учебной деятельности у дошкольников // Вопросы психологии. 1988. № 3. С. 30–36.
Для цитирования
Шепилова Н. А. Моделирование непосредственно образовательной деятельности с использованием дидактических игр в дошкольной образовательной организации // Гуманитарно-педагогические исследования. 2020. Т. 4. № 1. С. 20-29