Скачать PDF

Аннотация

В статье представлена характеристика процесса интеграции цифровых технологий в разнообразные сферы жизнедеятельности человека. Определены некоторые тенденции и выявлены проблемы, которые обусловлены спецификой современного этапа научно-технологического развития. Установлено, что высокотехнологичная среда, в которую объективно включен современный индивид, способствует экспоненциальному возрастанию информационных потоков, а также развитию цифровой зависимости, что может привести к определенным негативным последствиям на уровне развития эмоционального и социального интеллекта индивида, а также его когнитивных способностей. В статье подчеркивается, что в условиях информационной, технологической и цифровой революции ХХI века особое значение для личностного и профессионального развития индивида приобретают способность к критическому мышлению, саморегуляции и самоуправлению. В качестве ключевых компетенций в условиях информационной эпохи обозначены способность гибко реагировать на изменения, решать сложные интеллектуальные задачи, выходить за пределы готовых алгоритмов и шаблонов, готовность неординарно решать профессиональные задачи, своевременно преобразовывать свои модели поведения и стратегии обучения. Кроме того, в статье проанализирована роль системы высшего образования в условиях современных реалий. Установлено, что на настоящем этапе четвертой промышленной революции назревает необходимость преобразования подходов к обучению и воспитанию современного молодого поколения в условиях высшей школы таким образом, чтобы система высшего образования могла эффективно интегрироваться в современную картину нового мира. В качестве перспективной концепции представлено самоуправляемое обучение. В статье самоуправляемое обучение рассматривается как многоаспектное явление и динамически развивающийся компонент непрерывного образования. Формирование готовности и способности к самоуправляемому обучению в системе высшей школы позволит индивиду эффективно решать свои задачи в образовательном, профессиональном, социальном и личном пространствах и делать это на протяжении всей жизни.

Ключевые слова: цифровые технологии, высшее образование, самоуправляемое обучение, индивидуальная траектория развития.

 

Сведения об авторе

Кудрявцева Мария Викторовна – старший преподаватель кафедры социальной работы и права ФГБОУВО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна», Санкт-Петербург, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Литература

 1. Арпентьева М. Р. Проблемы безопасности в интернете: цифровая беспризорность как причина цифровой зависимости и цифровой преступности // Вестник Прикамского социального института. 2017. № 3 (78) C. 99–110.

2. Белоновская И. Д., Серебровская Т. Б. Роль самоуправляемого обучения студентов в университетском образовании // Сборник научных трудов SWorld. 2012. Т. 12. № 2. С. 85–88.

3. Гайдаровский форум – 2019. Как раскрепостить мозг, чтобы добиться эффективного лидерства? // «YouTube» – видеохостинг. URL: https://www.youtube.com/watch?v=gFJLIfjti5Y&list=PLqTuUBxTMYemr1u

_WUo9pluSrdmyjO06-&index=3&t=5411s (дата обращения: 10.01.2020).

4. Гончарук Н. П., Хромова Е. И. Развитие интеллектуальной компетентности в современных условиях глобализации в процессе обучения иностранным языкам // Вестник Казанского технологического университета. 2014. С. 358–364.

5. Зотова О. М., Зотов В. В. Информационные перегрузки как фактор стресса студентов вузов // Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье». 2015. № 4. С. 108–115.

6. Карпова Е. Е. Теоретический анализ понятия «цифровая зависимость» в зарубежных исследованиях // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2017. № 4. С. 111–115.

7. Карташова В. Н. Использование компьютерной программы в автономном обучении студентов немецкому языку // Информационные технологии в обеспечении федеральных государственных образовательных стандартов : материалы междунар. науч.-практич. конференции / под ред. З. П. Ларских, Т. Ф. Новиковой, Е. А. Исаева. 2014. Т. 2. С. 366–374.

8. Нагимова Н. И. Технологизация процесса обучения как условие формирования новых образовательных результатов в процессе реализации программ среднего профессионального образования // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2015. № 1-1. С. 344–354.

9. Нечунаев В. В. Преодоление клипового мышления у современных студентов // Reflexio. 2018. Т. 11. № 2. С. 181–207.

10. Сагитова Р. Р. Генезис сущности понятия самообразования в истории развития отечественной и зарубежной педагогики // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 1. С. 35–41.

11. Щетинина Н. А., Цыбан Л. А. Образовательная реальность в эпоху информационного бума: современные тенденции в преподавании // Вестник РМАТ. 2018. № 4. С. 69–72.

12. Fahnoe C., & Mishra P. Do 21st century learning environments support self-directed learning? Middle school students’ response to an intentionally designed learning environment // In R.  McBride & M. Searson (Eds.), Proceedings of society for information technology & teacher education international conference. 2013. S. 3131–3139.

13. Knowles M. S. Self-directed learning. A Guide for Learners and Teachers. Englewood Cliffs, NJ: Cambridge Adult Education, 1975. 135 s.

14. Stockdale S. L., & Brockett R. G. Development of the PRO-SDLS: A measure of self-direction in learning based on the Personal Responsibility Orientation Model // Adult Education Quarterly. 2011. V. 61(2). S. 161–180.

 

Для цитирования

Кудрявцева М. В. Самоуправляемое обучение как важный аспект эффективного развития индивида в условиях цифровизации современного мира // Гуманитарно-педагогические исследования. 2020. Т. 4. № 1. С. 6–11.