Скачать PDF

Аннотация

31 августа 2020 г. исполнится 150 лет со дня рождения Марии Монтессори, известного итальянского педагога, врача, доктора медицинских наук, ученого мирового уровня. Педагогическое новаторство Монтессори имеет свою неоднозначную историю, в значимости и актуальности которого авторы попытаются разобраться в данной статье. Цель педагогики М. Монтессори – воспитание свободного, самостоятельного человека. В основе системы лежат идеи свободного воспитания: недопустимости насилия над личностью ребенка, его индивидуальной свободы, самоценности, уникальности периода детства, отрицания активного педагогического вмешательства в его развитие. Великий педагог отмечала существование особого мира детства, в котором развитие ребенка подчиняется особым законам, а психическое развитие идет успешнее, когда ребенком обретается независимость и внутренняя свобода. Авторы подчеркивают, что Монтессори-материалы позволили не только индивидуализировать процесс обучения, но и способствовали творческому развитию субъектов образования. В своих исследованиях М. Монтессори отводила педагогу роль наблюдателя, экспериментатора, создателя особых условий для естественного пробуждения у детей интереса к предметному окружению, создателя особой материальной среды с комплексом упражнений для саморазвития и самовоспитания ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. В современном дошкольном образовании субъектно-деятельностный подход является одним из значимых и перспективных, и поэтому так важно знать его истоки, тесно связанные с именем М. Монтессори, ее методом свободного саморазвития ребенка в условиях специально подготовленной среды. Сегодня Монтессори-педагогика, определив новый способ педагогического мышления в ХХ веке, заняла прочное место в инновационном развитии дошкольного образования во всем мире, в том числе в Республике Беларусь и России ХХI века.

Ключевые слова: субъектно-деятельностный подход, Мария Монтессори, самоценность дошкольного детства, метод свободного саморазвития, педагог, дошкольное образование.

 

Сведения об авторах

Горностай Татьяна Леонтьевна – доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Брестского государственного университета им. А. С. Пушкина, г. Брест, Республика Белорусь, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Степанова Наталья Анатольевна – доцент, кандидат педагогических наук, кафедра дошкольного и специального образования Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Литература

1. Блонский П. П. Введение в дошкольное воспитание. М.: Практические знания, 1915. 139 с.

2. Горностай Т. Л., Степанова Н. А. Педагогическая поддержка развития субъектной позиции ребенка дошкольного возраста // Гуманитарно-педагогические исследования. 2019. Т. 3. № 1. С. 7–11.

3. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. СПб. : Питер, 2015. 464 с.

4. Корнетов Г. Б. Памятные даты истории образования и педагогики // Историко-педагогический журнал. 2015. № 3. С. 11–24.

5. Лермонтов В. В. Новая книга Монтессори «Самовоспитание в элементарных школах» // Учитель. 1918. № 4. С. 29-31.

6. Любина Г. А. Гармоническая атмосфера Монтессори // Дошкольное воспитание. 2000. № 11. С. 47–52.

7. Любина Г. А. Письма о Монтессори-педагогике : пособие для педагогов дет. дошк. учреждений. Минск : НМ Центр, 1998. 192 с.

8. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. Гомель : Пралеска, 1993. 366 с.

9. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в домах ребенка. М. : Задруга, 1915. 316 с.

10. Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. М. : Работник просвещения,1922. 162 с.

11. Селевко Г. К. Технология саморазвития (М. Монтессори) // Школьные технологии. 1998. № 2. С. 176–179.

12. Старжинская Н. С., Тукач В. П. Становление и развитие Монтессори-педагогики в Беларуси // Историко-педагогический журнал. 2014. № 3. С. 153–163.

13. Тихеева Е. И. Дома ребенка Монтессори в Риме, их теория и практика. Петроград, Б. и., 1915. 71 с.

14. Трошина В. В. Наш путь // Пралеска. 1994. № 9. С. 8–9.

15. Фаусек Ю. И. О системе Монтессори // Русская школа. 1914. № 5–6, С. 1–18; № 7–8, С. 1–18.

16. Хилтунен Е. А. Практическая Монтессори-педагогика. М. : Альта-Принт, 2005. 128 с.

17. Чулицкая Л. И. Биологические особенности дошкольного возраста и система Монтессори // Новые идеи в педагогике : сб. 5. Пересмотр основ педагогики Монтессори / под ред. Е. Н. Тихеевой, Л. И. Чулицкой, П. О. Эфрусси. Ленинград, Образование. 1924. С. 38-61.

18. Эфрусси П. Биопсихологические основы педагогики Монтессори // Новые идеи в педагогике : сб. 5. Пересмотр основ педагогики Монтессори / под ред. Е. Н. Тихеевой, Л. И. Чулицкой, П. О. Эфрусси. Ленинград, Образование, 1924, C. 5–37.

19. Янжул Е. Н. Детские сады по системе Монтессори. Киев : тип. т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1912. 22 с.

 

Для цитирования

Горностай Т. Л., Степанова Н. А. История и развитие субъектно-деятельностного подхода М. Монтессори в дошкольном образовании // Гуманитарно-педагогические исследования. 2020. Т. 4. № 2. С. 56-62.