Аннотация
31 августа 2020 г. исполнится 150 лет со дня рождения Марии Монтессори, известного итальянского педагога, врача, доктора медицинских наук, ученого мирового уровня. Педагогическое новаторство Монтессори имеет свою неоднозначную историю, в значимости и актуальности которого авторы попытаются разобраться в данной статье. Цель педагогики М. Монтессори – воспитание свободного, самостоятельного человека. В основе системы лежат идеи свободного воспитания: недопустимости насилия над личностью ребенка, его индивидуальной свободы, самоценности, уникальности периода детства, отрицания активного педагогического вмешательства в его развитие. Великий педагог отмечала существование особого мира детства, в котором развитие ребенка подчиняется особым законам, а психическое развитие идет успешнее, когда ребенком обретается независимость и внутренняя свобода. Авторы подчеркивают, что Монтессори-материалы позволили не только индивидуализировать процесс обучения, но и способствовали творческому развитию субъектов образования. В своих исследованиях М. Монтессори отводила педагогу роль наблюдателя, экспериментатора, создателя особых условий для естественного пробуждения у детей интереса к предметному окружению, создателя особой материальной среды с комплексом упражнений для саморазвития и самовоспитания ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. В современном дошкольном образовании субъектно-деятельностный подход является одним из значимых и перспективных, и поэтому так важно знать его истоки, тесно связанные с именем М. Монтессори, ее методом свободного саморазвития ребенка в условиях специально подготовленной среды. Сегодня Монтессори-педагогика, определив новый способ педагогического мышления в ХХ веке, заняла прочное место в инновационном развитии дошкольного образования во всем мире, в том числе в Республике Беларусь и России ХХI века.
Ключевые слова: субъектно-деятельностный подход, Мария Монтессори, самоценность дошкольного детства, метод свободного саморазвития, педагог, дошкольное образование.
Сведения об авторах
Горностай Татьяна Леонтьевна – доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Брестского государственного университета им. А. С. Пушкина, г. Брест, Республика Белорусь, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Степанова Наталья Анатольевна – доцент, кандидат педагогических наук, кафедра дошкольного и специального образования Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Литература
1. Блонский П. П. Введение в дошкольное воспитание. М.: Практические знания, 1915. 139 с.
2. Горностай Т. Л., Степанова Н. А. Педагогическая поддержка развития субъектной позиции ребенка дошкольного возраста // Гуманитарно-педагогические исследования. 2019. Т. 3. № 1. С. 7–11.
3. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. СПб. : Питер, 2015. 464 с.
4. Корнетов Г. Б. Памятные даты истории образования и педагогики // Историко-педагогический журнал. 2015. № 3. С. 11–24.
5. Лермонтов В. В. Новая книга Монтессори «Самовоспитание в элементарных школах» // Учитель. 1918. № 4. С. 29-31.
6. Любина Г. А. Гармоническая атмосфера Монтессори // Дошкольное воспитание. 2000. № 11. С. 47–52.
7. Любина Г. А. Письма о Монтессори-педагогике : пособие для педагогов дет. дошк. учреждений. Минск : НМ Центр, 1998. 192 с.
8. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. Гомель : Пралеска, 1993. 366 с.
9. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в домах ребенка. М. : Задруга, 1915. 316 с.
10. Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. М. : Работник просвещения,1922. 162 с.
11. Селевко Г. К. Технология саморазвития (М. Монтессори) // Школьные технологии. 1998. № 2. С. 176–179.
12. Старжинская Н. С., Тукач В. П. Становление и развитие Монтессори-педагогики в Беларуси // Историко-педагогический журнал. 2014. № 3. С. 153–163.
13. Тихеева Е. И. Дома ребенка Монтессори в Риме, их теория и практика. Петроград, Б. и., 1915. 71 с.
14. Трошина В. В. Наш путь // Пралеска. 1994. № 9. С. 8–9.
15. Фаусек Ю. И. О системе Монтессори // Русская школа. 1914. № 5–6, С. 1–18; № 7–8, С. 1–18.
16. Хилтунен Е. А. Практическая Монтессори-педагогика. М. : Альта-Принт, 2005. 128 с.
17. Чулицкая Л. И. Биологические особенности дошкольного возраста и система Монтессори // Новые идеи в педагогике : сб. 5. Пересмотр основ педагогики Монтессори / под ред. Е. Н. Тихеевой, Л. И. Чулицкой, П. О. Эфрусси. Ленинград, Образование. 1924. С. 38-61.
18. Эфрусси П. Биопсихологические основы педагогики Монтессори // Новые идеи в педагогике : сб. 5. Пересмотр основ педагогики Монтессори / под ред. Е. Н. Тихеевой, Л. И. Чулицкой, П. О. Эфрусси. Ленинград, Образование, 1924, C. 5–37.
19. Янжул Е. Н. Детские сады по системе Монтессори. Киев : тип. т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1912. 22 с.
Для цитирования
Горностай Т. Л., Степанова Н. А. История и развитие субъектно-деятельностного подхода М. Монтессори в дошкольном образовании // Гуманитарно-педагогические исследования. 2020. Т. 4. № 2. С. 56-62.