Скачать PDF

Аннотация

Статья посвящена анализу возможностей эффективного использования корпусных технологий в сфере языкового образования. Авторы имеют целью систематизировать накопленный опыт обращения к материалам Национального корпуса русского языка в работе с изучающими русский язык как иностранный. Разработанная система заданий и упражнений предваряется кратким обзором публикаций, освещающих проблему корпусного преподавания русского языка как родного и как иностранного. Основной целевой аудиторией предложенных заданий выступают обучающиеся в российских вузах студенты-иностранцы. Предлагаемые авторами типы заданий разработаны на материале подкорпуса со снятой омонимией, который разработчиками Национального корпуса русского языка рекомендуется использовать в образовательных целях. Задания «активного» и «пассивного» типа направлены на анализ таких сложных для усвоения иностранной аудиторией явлений русского языка, как: полисемия и омонимия, глагольное управление, вид глагола, образование причастий. В процессе решения образовательных задач упражнения «активного» типа призваны служить формированию у учащихся практических навыков работы с текстовым материалом: создание поисковых запросов в Национальном корпусе русского языка с использованием различных параметров, работа с «фильтрами», лексико-грамматический поиск. Работа с материалами корпуса не исключает обращения к традиционному средству обучения языку – словарям. Эффективность корпусного преподавания определяется возможностью исспользования массива данных с целью верификации студентами собственных языковых знаний, а также тем, что корпус, в отличие от учебников, содержит современные (актуальные) тексты разной функционально-стилевой направленности, наконец, он снабжен сложной системой метаязыковой и лингвистической разметки, что позволяет студентам на практике овладевать терминологией. Авторы выражают уверенность, что Национальный корпус русского языка может эффективно использоваться для организации и аудиторной, и самостоятельной работы студентов.

Ключевые слова: корпусная лингвистика, корпусные технологии, корпусное преподавание, языковой корпус, Национальный корпус русского языка, русский язык как иностранный.

 

Сведения об авторах

Грудева Елена Валерьевна – доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой отечественной филологии и прикладных коммуникаций Череповецкого государственного университета, г. Череповец, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Алексеева Влада Равильевна – магистрант кафедры отечественной филологии и прикладных коммуникаций гуманитарного института Череповецкого государственного университета, г. Череповец, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Литература

1. Герасимова М. Н., Грудева Е. В. Использование лингвистически аннотированного корпуса текстов на занятиях по дисциплинам «Русский язык» и «Русский язык и культура речи»: из опыта работы // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. №2 (55). С. 65–68.

Гришина Е. А. Мультимедийный русский корпус (МУРКО): проблемы аннотации // Национальный корпус русского языка: 2006–2008. Новые результаты и перспективы. СПб. : Нестор–История, 2009. С. 175–214.Грудева Е. В. Корпусная лингвистика : учебное пособие. М. : Флинта, 2012. 165 с.

4. Грудева Е. В. Мультимедийный корпус русского языка: возможности использования // Проблемы порождения и восприятия речи: Материалы XII выездной школы-семинара (29–30 ноября 2013 г., г. Череповец) / отв. ред. Е. В. Грудева. Череповец: ЧГУ, 2014. С. 99–105.

Грудева Е. В., Бучилова И. А., Волкова Н. А. Корпусы ошибок: целевая аудитория, возможная архитектура корпуса // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. № 5 (86). С. 63–72.Добрушина Н. Р. Как использовать Национальный корпус русского языка в образовании? // Национальный корпус русского языка: 2003–2005. М. : Индрик, 2005. С. 308–329.

7. Добрушина Н. Р. Корпусные методики обучения русскому языку // Национальный корпус русского языка: 2006–2008. Новые результаты и перспективы. СПб. : Нестор-История, 2009. С. 335–352.

8. Копотев М. В. Введение в корпусную лингвистику [Электронный ресурс]: учебное пособие. Praha : Animedia, 2014. URL: https://iknigi.net/avtor-mihail-kopotev/105402-vvedenie-v-korpusnuyu-lingvistiku-mihail-kopotev/read/page-1.html (дата обращения: 01.03.2020).

9. Ольховская А. И. Корпусное преподавание русского языка [Электронный ресурс] // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2019. № 2 (199). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korpusnoe-prepodavanie-russkogo-yazyka (дата обращения: 03.04.2020).

10. Плунгян В. А. Зачем мы делаем Национальный корпус русского языка? [Электронный ресурс] // Отечественные записки. М., 2005, № 2(23). URL: http://www.philology.ru/linguistics2/plungyan-05.htm (дата обращения: 01.12.2019).

11. Савчук С. О., Сичинава Д. В. Обучающий корпус русского языка и его использование в преподавательской практике // Национальный корпус русского языка: 2006–2008. Новые результаты и перспективы. СПб. : Нестор-История, 2009. С. 317–334.

12. Синклер Дж. Предисловие к книге «Как использовать корпуса в преподавании иностранного языка» [Электронный ресурс] // Sinclair, John McH., ed. How to use corpora in language teaching. Amsterdam [u.a.] : Benjamins, 2004. VI. URL: http://studiorum-ruscorpora.ru/wp-content/themes/bootstrap-basic4child/texts/sinclair_introduc-tion.pdf (дата обращения: 01.03.2020).

13. Рычкова Л. В., Киеня С. Н. Корпусные технологии в преподавании РКИ // Этнокультурный и социолингвистический аспекты в теории и практике преподавания языков в негуманитарных вузах : сб. науч. ст. Минск: Белорусский национальный технический университет, 2010. С. 32-43.

14. Янда Лора А. Студенты – пользователи Национального корпуса русского языка // Национальный корпус русского языка и проблемы гуманитарного образования /под ред. Н. Р. Добрушиной. М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007. С. 60-73.

15. Ponomareva L.D., Churilina L.N., Buzhinskaya D.S. etc. Russian National corpus as tool of linguodidactic innovation in teaching languages // International Jornal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 18. Р. 13043-13053.

 

Для цитирования

Грудева Е. В., Алексеева В. Р. Потенциал корпусных технологий в преподавании русского языка как иностранного // Гуманитарно-педагогические исследования. 2020. Т. 4. № 2. С. 20-26.