Аннотация
В статье рассматривается необходимость формирования способности современных молодых людей к осознанному управлению собственным обучением и развитием. Данная необходимость связана как с интеграцией образовательных стандартов нового поколения в высшую школу, так и с трендами современной действительности. В согласии с новыми стандартами доля самостоятельной работы студентов возрастает, следовательно, в условиях современных научно-технологических и социально-экономических реалий способность обучающихся к самообразовательной деятельности приобретает все большее значение. Самостоятельная работа является важнейшим элементом образовательного процесса в высшей школе и оценивается как форма самообразования. В статье показано, что современные студенты испытывают затруднения в процессах организации и реализации самостоятельной работы, следовательно, можно утверждать, что в современной педагогической теории и практике назревает необходимость поиска новых решений данной проблемы. Способность к организации и реализации самостоятельной самообразовательной деятельности рассматривается как необходимое условие для полноценного, непрерывного личностно-профессионального развития и самосовершенствования индивида. Самоуправляемое обучение представлено в качестве основополагающего элемента в реализации самообразовательной деятельности и в качестве ведущей точки опоры, на базе которой выстраивается индивидуальная образовательная траектория индивида. В статье проведен анализ научных исследований зарубежных авторов, которые разрабатывали проблему самоуправляемого обучения. Определено, что самоуправляемое обучение представляет собой сложную систему с множеством аспектов и связанных с ними компонентов. Рассмотрены некоторые теоретико-методологические основы реализации самоуправляемого обучения. Обозначены точки зрения зарубежных исследователей на рассматриваемую проблему. Проанализированы ключевые компоненты самоуправляемого обучения и представлены подходы к формированию готовности студентов к самоуправляемому обучению в условиях высшей школы.
Ключевые слова: высшая школа, самостоятельная работа, самообразовательная деятельность, индивид, обучающийся, самоуправляемое обучение, готовность, развитие.
Сведения об авторах
Кудрявцева Мария Викторовна – старший преподаватель кафедры социальной работы и права ФГБОУВО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна», Санкт-Петербург, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Литература
1. Андреева Л. С. Подходы к исследованию цифровой зависимости // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2017. № 2 (22). С. 48–54.
2. Арынбаева Р. А., Кизбаева Ж. К., Бимурзина А. А. Самостоятельная работа студентов как средство развития самостоятельности студентов // Наука и Мир. 2016. Т. 3. № 6 (34). С. 46–48.
3. Ваганова О. И., Лапшова А. В., Колтохина О. П. Интерактивные формы организации самостоятельной работы студентов педагогического вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62–2. С. 43–46.
4. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учеб. пособие. Ростов н/Д : Феникс, 1997. 480 с.
5. Смирнов В. В. Феномен цифровой зависимости в условиях информационного общества (социально-психологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2019. № 4. С. 72–76.
6. Brockett R. G., Hiemstra R. SelfDirection in Adult Learning: Perspectives on Theory, Research and Practice. London: Routledge, 1991. 276 p.
7. Brookfield S. Understanding and facilitating adult learning. San Francisco, CA : Jossey-Bass, 1986. 375 p.
8. Hiemstra R., & Brockett R. Reframing the Meaning of Self-Directed Learning: An Updated Model // Processing of the 54th Adult Education Research Conference. 2012. P. 155–161.
9. Li W., Wright P. M., Rukavina P. B., & Pickering, M. Measuring students’ perceptions of personal and social responsibility and the relationship to intrinsic motivation in urban physical education // Journal of Teaching in Physical Education. 2008. Vоl. 27(2). P. 167–178.
10. Pajares F. Gender and perceived self-efficacy in self-regulated learning // Theory Into Practice. 2002. Vol. 4(2). P. 116–125.
11. Spear G. E. & Mocker D. W. The organizing circumstance: Environmental determinants in self-directed learning // Adult Education Quarterly. 1984. Vol. 35. P. 1–10.
12. Stockdale S. L., & Brockett R. G. Development of the PRO-SDLS: A measure of self-direction in learning based on the Personal Responsibility Orientation Model // Adult Education Quarterly. 2011. Vol. 61(2). P. 161–180.
Для цитирования
Кудрявцева М. В. Теоретико-методологические основы реализации самоуправляемого обучения в условиях высшей школы // Гуманитарно-педагогические исследования. 2020. Т. 4. № 2. С. 15–19.