Скачать PDF

Аннотация

В статье описаны условия и факторы, определяющие особенности профессионально-творческой самореализации педагогов политехнического колледжа в ситуации модернизации системы среднего профессионального образования. Нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня ориентированы на выработку единой стратегии обеспечения российской экономики высококвалифицированными кадрами, которые могут быть подготовлены только компетентными преподавателями и мастерами производственного обучения, регулярно повышающими свой профессиональный уровень. Формирование кадрового потенциала колледжей имеет свои особенности, которые выражаются в том, что большинство педагогов являются специалистами-производственниками, не получившими педагогического образования. Проблемой является зрелый и стареющий возрастной состав педагогических коллективов организаций среднего профессионального образования, обновление которого за счет притока молодых кадров происходит недостаточно быстро. Указанные выше факторы определяют специфику формирования педагогического потенциала колледжей, что требует создания особых методических условий для комплексного и своевременного сопровождения развития педагогов как в профессиональной области, так и в творческом плане.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, профессионально-творческая самореализация, методическое сопровождение, преподаватель колледжа, мастер производственного обучения, учебно-производственная деятельность.

 

Сведения об авторе

Петроченко Светлана Владимировна – методист Автономного учреждения профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Сургутский политехнический колледж», Сургут, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Литература

1. Артемьева Е. В. Методическое сопровождение как фактор повышения качества образования в колледже // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 6 (48) Часть 3. С. 6–8.

2. Батаршев А. В., Макарьев И. С. Творческая самореализация педагога как основа профессионально-личностного становления [Электронный ресурс] // Человек и образование. № 3 (36). 2013. С. 38–42. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20698725 (дата обращения: 11.05.2019).

3. Бережная И. Ф. Педагогическое проектирование индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста: дис. … д-ра. пед. наук: 13.00.08. М., 2012. 445 с.

4. Богатырева О. О., Марцинковская Т. Д. Профессиональная самореализация в пространстве личностного развития [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. № 1 (3). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13012736 (дата обращения: 10.05.2019).

5. Бурова Т. А., Зараковский Г. М. Самореализация в трудовой деятельности как характеристика качества жизни российского населения [Электронный ресурс] // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. Тверь : Межрегиональная общественная организация «Эргономическая ассоциация», 2005. № 3–2. URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=33600976 (дата обращения: 14.12.2019).

6. Буховцева О. В., Мухортова К. Э. Педагогическое творчество как значимый компонент профессиональной деятельности учителя // Вестник ПГУ им. Шолом-Алейхема. 2016. № 2 (23). URL: https://сyberleninka.ru/artiсle/ n/pedagogi сheskoe-tvorсhestvo-kak-znaсhimyy-komponent-professionalnoy-deyatelnosti-uсhitelya (дата обращения: 04.05.2019).

7. Бычик С. А., Деревицкая А. В. Повышение профессиональной компетентности педагогов колледжа в системе среднего профессионального образования [Электронный ресурс] // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 8. URL: https://сyberleninka.ru/artiсle/n/povyshenie-professionalnoy-kompetentnosti-pedagogov-kolledzha-v-sisteme-srednego-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 04.04.2019).

8. Дарузе Е. Е. Организационно-педагогические условия творческой самореализации педагогов профессиональных колледжей: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2010. 159 с.

9. Джус К. Я. Исследование проблем методического сопровождения как основы формирования профессиональной компетентности педагогических кадров в условиях колледжа [Электронный ресурс] // Образование. Карьера. Общество. 2012. № 1 (33). URL: https://сyberleninka.ru/artiсle/n/issledovanie-problem-metodiсheskogo-soprovozhde-niya-kak-osnovy-formirovaniya-professionalnoy-kompetentnosti-pedagogiсheskih-kadrov (дата обращения: 10.04.2019).

10. Жабакова Т.В. Критерии эффективности профессиональной самореализации личности в условиях педагогической деятельности [Электронный ресурс] // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. статей по матер. XXVII междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск : СибАК, 2013. URL: https://sibaс.info/сonf/pedagog/xxvii/32643 (дата обращения: 21.05.2019).

11. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб. : Речь, 2005. 222 с.

12. Манжос Л. В. Особенности профессиональной самореализации педагогов, работающих в образовательных организациях разного типа [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 37. URL: http://e-konсept.ru/2015/95672.htm (дата обращения: 10.05.2019).

13. Маркова А. К. Психология труда учителя : книга для учителя. М. : Просвещение, 2003. 192 с.

14. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. / пер. с англ. СПб.: Питер, 2008. 352 с.

15. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. М. : Флинта ; МПСИ, 1998. 109 с.

16. Мишин А.А. Особенности личности педагогов с высоким уровнем профессиональной самореализации [Электронный ресурс] // Вестник КемГУ. 2013. № 2 (54). URL: https://сyberleninka.ru/artiсle/n/osobennosti-liсhnosti-pedagogov-s-vysokim-urovnem-professionalnoy-samorealizatsi (дата обращения: 04.04.2019).

17. Немова Н. В. Управление методической работой в школе. М. : Сентябрь, 1999. 176 с.

18. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М. : УРАО, 2002. 160 с.

19. Поташник М. М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе : метод. пособие. М. : Центр пед. образования, 2010. 448 с.

20. Потемкина Т. В. Недостатки системы повышения квалификации руководителей и преподавателей образовательных организаций среднего профессионального образования // Управление образованием: теория и практика. 2015. № 2. URL: https://сyberleninka.ru/artiсle/n/nedostatki-sistemy-povysheniya-kvalifikatsii-rukovoditeley-i-prepodavateley-obrazovatelnyh-organizatsiy-srednego-professionalnogo (дата обращения: 21.05.2019).

21. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М. : Прогресс, 1994. 171 с.

22. Савва Л. И., Акманова С. В., Недосекина М. А., Масленникова О. Е., Яковлева Л. А., Ивлев А. В., Москвана А. А., Злыднева Т. П. Условия гуманитаризации высшего профессионального образования: монография / под ред. Л. И. Магнитогорск : МаГУ, 2008. 462 с.

23. Свидерская С. П. Профессиональная самореализация педагога посредством научно-исследовательской деятельности [Электронный ресурс] // Научное обозрение. Педагогические науки. № 4. 2016. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/ article/view?id=1522 (дата обращения: 10.05.2019).

24. Шадриков В. Д. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников : монография / под науч. ред. В. Д. Шадрикова. М. : Логос, 2011. 168 с.

25. Хозяинов Г. И. Определение уровня профессионализма преподавателя // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: Ежегодник. М. : Издательство ФГБОУ ВО ГЦОЛИФК, 1993. С. 149–156.

26. Яковлева Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности. М. : Московский психолого-социальный институт ; Изд-во Флинта, 1997. 224 с.

27. Gnevek O. V., Savva L. I., Saigushev N. Ya., Vedeneeva O. A., Shepilova N. A.The role of the reflexive orientation of training in the formation of a positive attitude toward learning of trade by future marketers // Man in India. 2017. Vol. 97. № 21. P. 195–217.

28. Gnevek O. V., Saigushev N. Ya., Savva L. I .Reflexive management of the professional formation of would-be teachers. // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11. № 18. P. 13033–13041.

 

Для цитирования

Петроченко С. В. Особенности профессионально-творческой самореализации педагогов политехнического колледжа: теоретический аспект// Гуманитарно-педагогические исследования. 2020. Т. 4. № 2. С. 6–14.