Аннотация
Одним из приоритетных направлений в дошкольном образовании является развивающая предметно-пространственная среда, которая в дошкольном образовании предполагает специально созданные условия, необходимые для полноценного развития воспитанников дошкольной образовательной организации. Условия нахождения детей формируются из наполнения и организации среды. Под наполнением среды подразумеваются предметы, оборудование и материалы, из которых они выполнены. Под организацией среды подразумевается общая концепция средового решения групповой ячейки. Основные требования к развивающей предметно-пространственной среде и ее наполнению изложены в ФГОС ДО и СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Для грамотного ее построения руководитель, психолог и педагог должны учитывать данные требования и специфику детства. В данной статье рассматриваются теоретические, практические и методологические основы по формированию предметного наполнения среды, а также выявлены основные критерии и показатели по оценке материалов и оборудования в дошкольной образовательной организации. Содержание понятия «материалы и «оборудование развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации» раскрывается в статье методом разложения на четыре базовых понятия. Предложенный в статье анализ поможет руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций проанализировать существующую ситуацию, выявить недостатки и устранить их. В статье приведены таблицы с подробным описанием и присвоением баллов по каждому показателю развивающей предметно-пространственной среды. Для получения итоговой оценки баллы каждого показателя складываются и формируют итоговую оценку группового помещения. В статье приведены комментарии по каждой из возможных итоговых оценок. В результате читатели знакомятся с подробной характеристикой анализируемого пространства дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: критерии оценки, материалы, оборудование, развивающая предметно-пространственная среда, пространство, дошкольная образовательная организация, дети.
Сведения об авторах
Анна Вадимовна Островкая – магистрант кафедры дошкольного и специального образования Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Степанова Наталья Анатольевна – доцент, кандидат педагогических наук, кафедра дошкольного и специального образования Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Литература
1. Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович П. Д., Марич Е. М. Организация предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. М.: Федеральный институт развития образования, 2014. 96 с.
2. Комарова О. А., Кротова Т. В. Конструирование предметно-развивающей среды дошкольной образовательной организации: учебное пособие, электронное издание сетевого распространения [Электронный ресурс]. М. : МПГУ, «КДУ», 2018. URL: https://bookonlime.ru/node/3506/ (дата обращения: 02.01.2020).
3. Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда : метод, рекомендации. М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. 64 с
4. Степанова Н. А., Хорева Е. Е. Критерии и показатели изучения социально-информационной компетентности педагогов в аспекте преемственности в период детства //Мир детства и образование : сб. материалов VIII очно-заочной Всероссийской научно-практической конференции с приглашением представителей стран СНГ. 2014. С.242–246.
Для цитирования
Островская А. В., Степанова Н. А. Критерии оценки материалов и оборудования развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации // Гуманитарно-педагогические исследования. 2020. Т. 4. № 3. С. 20-25.