Аннотация
В современных психолого-педагогических исследованиях много внимания уделяется теоретико-методологическим аспектам применения кейс-метода, однако недостаточно полно раскрыт аспект применения кейс-метода при оценке готовности к деловой коммуникации. В статье обозначена необходимость реализации кейс-метода в высшем образовании и особое внимание уделено применению кейс-метода в формировании готовности к деловой коммуникации у студентов направления подготовки «Управление персоналом». В данной работе выделено понятие «готовность будущих менеджеров к деловой коммуникации», раскрыты компоненты готовности к деловой коммуникации, представлена структурно-функциональная модель готовности к деловой коммуникации студентов направления подготовки «Управление персоналом». Приводятся результаты экспериментального исследования в Сургутском государственном педагогическом университете по формированию готовности будущих менеджеров к деловой коммуникации с применением кейс-метода, Данные эксперимента, по мнению автора, подтверждают эффективность применения указанного метода в образовательном процессе вуза. Теоретико-методологический, понятийно-терминологический, нормативно-правовой анализ позволили автору обозначить проблему, уточнить объект и предмет исследования. Основными методами на этапе создания модели формирования готовности к деловой коммуникации у будущих специалистов по управлению персоналом явились: синтез, индукция и дедукция, сравнение, теоретическое моделирование. Эмпирическими методами исследования явились педагогический эксперимент по оценке уровня сформированности готовности к деловой коммуникации у будущих специалистов по управлению персоналом в соответствии с разработанной структурно-функциональной моделью, тестирование, беседа, кейс-метод, метод экспертных оценок, анкетирование, наблюдение и дисперсионный анализ.
Ключевые слова: высшее образование, кейс, кейс-метод, оценка эффективности, готовность к деловой коммуникации, формирование готовности к деловой коммуникации.
Сведения об авторах
Елена Владимировна Лукиянчина – преподаватель кафедры социально-экономического образования и философии Сургутского государственного педагогического университета, Сургут Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Литература
1. Колесник Н. П. Кейс-стади в интерактивном обучении педагогике : методические рекомендации. Санкт-Петербург: Стратегия будущего, 2006. 199 с.
2. Лукиянчина Е. В., Лашкова Л. Л. Формирование готовности к деловой коммуникации у студентов направления подготовки «Управление персоналом» в университете [Электронный ресурс] // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 1 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-gotovnosti-k-delovoy-kommunikatsii-u-studentov-napravleniya-podgotovki-upravlenie-personalom-v-universitete (дата обращения: 27.02.2020).
3. Лукиянчина Е.В. Исследование готовности к деловой коммуникации студентов направления подготовки «Управление персоналом» [Электронный ресурс] // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2019. № 1 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-gotovnosti-k-delovoy-kommunikatsii-studentov-napravleniya-podgotovki-upravlenie-personalom (дата обращения: 21.12.2019).
4. Лукиянчина Е.В. Структурная модель готовность к деловой коммуникации студентов направления подготовки «Управление персоналом» [Электронный ресурс] // Научно-издательский центр «Articulus-инфо». URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37132828 (дата обращения: 21.12.2019).
5. Международная ассоциация по исследованию и применению кейс-метода [Электронный ресурс] // WACRA. The World Association for Case Method Research & Application [сайт]. URL: http://www.wacra.org/ (дата обращения: 21.12.2018).
6. Портал государственных образовательных стандартов [сайт]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/133/132/12/88 (дата обращения: 28.11.2018).
7. Реестр профессиональных стандартов [Электронный ресурс] // ВНИИ труда Минтруда России. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/ reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=45674 (дата обращения: 02.12.2018).
8. Савва Л. И. Межличностное познание, общение и понимание: учеб. пособие. Магнитогорск: МаГУ, 2000. 204 с.
9. Чуланова Г. Ю. Эффективность использования кейс-метода при подготовке менеджера // Известия высших учебных заведений. Технологии легкой промышленности. 2014. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23063752 (дата обращения: 02.12.2019).
10. Gnevek O. V., Saigushev N. Ya., Savva L. I .Reflexive management of the professional formation of would-be teachers. // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol .11. № 18. P. 13033-13041.
11. Jonathan A. Maricle Risky Business: Case Study Pedagogy and Business Communication URL: https://scholarcommons.sc.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=5023&context=etd (дата обращения: 02.12.2019).
12. Thomson Reuters Litigation case analysis technology thatstreamlines organization and collaboration. URL: https://legal.thomsonreuters.com/en/insights/case-studies/litigation-case-analysis-technology-case-notebook-efficiency-study (дата обращения: 26.12.2019).
13. Thistlethwaite JE 1, Davies D, Ekeocha S, Kidd JM, MacDougall C , Matthews P , Purkis J, Clay D . The effectiveness of case-based learning in health professional education. A BEME systematic review: BEME Guide No. 23 // Medical teacher.2012. No. 6. Vol. 34. P. e421-e444 (дата обращения: 26.12.2019).
Для цитирования
Лукиянчина Е. В. Внедрение кейс-метода в практику высшего образования // Гуманитарно-педагогические исследования. 2020. Т. 4. № 3. С. 11–19.