DOI: 10.18503/2658-3186-2021-5-1-17-23
Аннотация
В данной работе показано, что в современных образовательных и профессиональных стандартах особое место занимают компетенции, связанные со способностью индивида эффективно организовывать и реализовывать процесс самостоятельного познания, регулировать процессы своей самообразовательной деятельности, профессионального развития и пр. Отмечается, что для будущих профессионалов в условиях текущих преобразований в высшей школе особое значение приобретает умение эффективно организовывать и реализовывать собственную самостоятельную работу в процессе обучения в вузе, поскольку данный фактор оказывает прямое влияние на результаты профессиональной подготовки. В статье анализируются подходы отечественных исследователей к пониманию сущности и содержания самостоятельной работы. Подчеркивается, что для осуществления эффективной самостоятельной работы студенты должны быть готовы к самоуправляемому обучению. Проблема самоуправляемого обучения рассматривается как одна из актуальных для современной педагогической науки и практики. В статье представлен анализ зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме. Обозначены разные подходы исследователей к определению сущности и ключевых компонентов самоуправляемого обучения. Представлены несколько точек зрения ученых на определение важнейших личностных характеристик, способствующих эффективной реализации самоуправляемого обучения. Также в статье рассмотрены взгляды отечественных и зарубежных исследователей на вопрос формирования и развития способности студентов к самоуправляемому обучению. Отдельное внимание уделяется изучению линейных, интерактивных и учебных моделей, известных в зарубежной педагогической науке и практике. В статье отмечается, что способность молодых людей к самоуправляемому обучению является основополагающим условием для эффективной образовательной деятельности, профессионального становления и личностного развития в условиях современного мира. Подчеркивается, что стратегия самоуправляемого обучения является перспективной в контексте обучения студентов в современной высшей школе, поскольку она соответствует требованиям новой действительности.
Ключевые слова: самостоятельная работа, самоуправляемое обучение, высшее образование, личностно-профессиональное развитие, студент, профессионал.
Сведения об авторах
Кудрявцева Мария Викторовна – старший преподаватель кафедры социальной работы и права ФГБОУВО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна», Санкт-Петербург, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Литература
1. Белоновская И. Д., Серебровская Т. Б. Роль самоуправляемого обучения студентов в университетском образовании // Сборник научных трудов SWorld. 2012. Т. 12. № 2. С. 85–88.
2. Бордонская Л. А., Старостина С. Е. Технологические аспекты естественно-научного образования студентов-гуманитариев в условиях перехода к ФГОС ВПО // Гуманитарный вектор. 2012. № 1 (29). С. 41–48.
3. Ваганова О. И., Лапшова А. В., Колтохина О. П. Интерактивные формы организации самостоятельной работы студентов педагогического вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-2. С. 43–46.
4. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учеб. пособие. Ростов н/Д : Феникс, 1997. 480 с.
5. Казакова С. В. Организация самостоятельной работы бакалавров в процессе изучения курса «культура толерантности» // Гуманитарные науки. 2017. № 3 (39). С. 89–95.
6. Карташова В. Н. Использование компьютерной программы в автономном обучении студентов немецкому языку // Информационные технологии в обеспечении федеральных государственных образовательных стандартов : сб. науч. тр. / под ред. О.В. Тарасюк. Елец : Елецкий гос. ун-т им. И.А. Бунина. 2014. Т. 2. С. 366–374.
7. Киселева А. В. Стратегия самоуправляемого обучения как готовность к активному самостоятельному познанию // Личность и общество: нравственная идея в ценностном мире современного человека : сб. науч. тр. / отв. ред. Н. П. Цепелева. 2017. С. 89–94.
8. Носачева Е. А. Профессиональная автономия как важная проблема современного профессионального образования в России // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2013. № 1. С. 112–117.
9. Носкова Т. Н., Павлова Т. Б., Яковлева О. В. Анализ отечественных и зарубежных подходов к построению передовых образовательных практик в электронной сетевой среде // Интеграция образования. 2016. Т. 20. № 4 (85). С. 456–467.
10. Персонификация высшего профессионально-педагогического образования: на пути к самоуправляемому обучению: монография / под. ред. М. Б. Есауловой. СПб. : СПГУТД, 2010. 160 с.
11. Сагитова Р. Р. Генезис сущности понятия самообразования в истории развития отечественной и зарубежной педагогики // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 1. С. 35–41.
12. Сухобская Г. С. Понятие «зрелость социально-психологического развития человека» в контексте андрагогики // Новые знания. 2002. № 4. С. 17–20.
13. Шитов С. Б. Самоуправляемое обучение как фактор формирования личности современного специалиста (социально-философский взгляд) // Актуальные вопросы общественных наук в современных условиях развития страны : сб. науч. тр. по матер. Межунар. научн.-пр. конф. / под ред. Т. К. Ростовской. СПб. : Инновационный центр развития образования и науки, 2016. С. 24–27.
14. Щеголева О. Н. Актуализация самостоятельной контролируемой работы в новой образовательной парадигме // Интеграция образования. 2007. № 2. С. 34–45.
15. Hammon M. & Collins R. Self-directed learning: Critical practice. London: Nichols/GP Publishing, 1991. Р. 224.
16. Hiemstra R., & Brockett R. Reframing the Meaning of Self-Directed Learning: An Updated Model // Processing of the 54th Adult Education Research Conference. Saratoga Spring, 2012. P. 155–161.
17. Garrison D.R. Self-directed learning: Toward a comprehensive model // Adult Education Quarterly. 1997. V. 48. P. 18–33.
18. Gibbons M. The self-directed learning handbook: Challenging adolescent students to excel. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 2002. 183 p.
19. Grow G. Teaching learners to be self-directed: A stage approach // Adult Education Quarterly. 1991. V. 41. P. 125–149.
20. Knowles M. S. Self-directed learning. A Guide for Learners and Teachers. Englewood Cliffs, NJ: Cambridge Adult Education,1975. 135 р.
21. Merriam S. B., Caffarella R. S. & Baumgartner L. M. Learning in adulthood: A comprehensive guide (3rd ed.). San Francisco: Jossey-Bass, 2007. 533 p.
22. Li W., Wright P. M., Rukavina P. B., & Pickering M. Measuring students’perceptions of personal and social responsibility and the relationship to intrinsic motivation in urban physical education // Journal of Teaching in Physical Education. 2008. V. 27(2). P. 167–178.
23. Spear G. E. & Mocker D. W. The organizing circumstance: Environmental determinants in self-directed learning // Adult Education Quarterly. 1984. V. 35. P. 1–10.
24. Stockdale S. L., & Brockett R. G. Development of the PRO-SDLS: A measure of self-direction in learning based on the Personal Responsibility Orientation Model // Adult Education Quarterly. 2011. V. 61(2). P. 161–180.
25. Tough A. M. The Adult's Learning Projects: A Fresh Approach to Theory and Practice in Adult Learning. Toronto: Ontario Institute for Studies in Education, 1971. 191 p.
Для цитирования
Кудрявцева М. В. Самоуправляемое обучение как важное условие эффективной реализации самостоятельной работы студентов // Гуманитарно-педагогические исследования. 2021. Т. 5. № 1. С. 17–23.