DOI: 10.18503/2658-3186-2021-5-1-6-9
Аннотация
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты внедрения метода проектного обучения в вузах. Отмечается незначительная и неоднозначная разница в эффективности между традиционным и проектным методом обучения, зависящая от конкретного образовательного направления. Проблема исследования – реализация проектной технологии обучения как совокупности методов решения задач, поставленных в рамках выполнения определенной деятельности. Такая деятельность должна быть комплексом взаимосвязанных мероприятий, направленных на решение поставленных задач, которые в проектном методе совпадают с педагогическими задачами. Целью данного исследования является выявление фактов, позволяющих представить эффективность внедрения проектного обучения в практику вуза. Методы исследования – комплексный анализ научных статей и статистических данных о практике внедрения проектного обучения в вузах. Исследовалась эффективность проектного метода при обучении магистрантов технологического факультета. Проведено четыре всесторонних обзора эффективности метода проектов в медицинском образовании. Рассмотрены междисциплинарные проекты с активным участием студентов и преподавателей. Большинство результатов исследований эффективности проектного обучения в вузе сходятся на том, что ключевой составляющей проектного метода является ориентация на групповое обучение; что практика внедрения проектного обучения в вузе дает преимущественно положительный результат. Новизна исследования выражена объективным рассмотрением различных проблемных сторон в практике внедрения проектного метода в вузы с учетом опыта зарубежных стран. Значимость исследования заключается в получении объективных данных, служащих основой для дальнейших исследований в данном направлении.
Ключевые слова: проектное обучение, образование, вуз, практика, внедрение, студенты, преподаватели.
Сведения об авторе
Муллер Ольга Юрьевна – кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования Института гуманитарного образования и спорта, БУ ВО Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный университет», Сургут, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Литература
1. Иванова С. В., Пастухова Л. С. Возможности использования проектного метода в образовании и работе с молодежью на современном этапе // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 6. С. 29–49.
2. Рыбина И. Р., Попова И. Ю. Проектное обучение как элемент организации учебной деятельности в контексте современного образования // Ученые записки Орловского государственного университета. 2014. № 4 (60). С. 299–302.
3. Трищенко Д. А. Опыт проектного обучения: попытка объективного анализа достижений и проблем // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 4. С.132–152.
4. Donnelly R., Fitzmaurice M. Collaborative Project-based Learning and Problem-based Learning in Higher Education: a Consideration of Tutor and Student Role in Learner-Focused Strategies // Emerging Issues in the Practice of University Learning and Teaching. Dublin. 2005. РР. 87–98.
5. Coppens T. [et al.] Problem Based Learning for Sustainability and Sustainable Cities [Electronic Resource] // JPBLHE. 2020. Vol. 8. № 1. URL: https: //journals.aau.dk/index.php/pbl (дата обращения: 15.11.2020).
6. Gonzales I. PBL an Innovative Learning Tool for Urban Planning Teaching?: Advantages and Limitations for its Application in Undergraduate Teaching in the Spanish Context // I. Gonzales. – PBL for Sustainable Cities in Latien-America. Bogota 19-21 September 2018 at: Bogota (Columbia). РР. 51–54.
7. Helle L., Tynjälä P., Olkinuora E. Project-Based Learning in Post-Secondary Education. – Theory, Practice and Rubber Sling Shots // Higher Education. 2006. № 51 (2). РP. 287–314.
Для цитирования
Муллер О. Ю. Теоретические и практические аспекты внедрения проектного обучения в вузе // Гуманитарно-педагогические исследования. 2021. Т. 5. № 1. С. 6–9.