Скачать PDF

DOI: 10.18503/2658-3186-2021-5-4-30-33

Аннотация. В век компьютерных технологий, когда часть общения перенесена в область социальных сетей и мессенджеров, проблема восприятия виртуального дискурса становится особенно актуальной. Это в первую очередь связано с необходимостью быть понятым и, как следствие, с процессами, скрытыми за интерпретацией сообщений. Виртуальная коммуникация отличается от живого общения по ряду причин, а именно: во-первых, любой виртуальный дискурс имеет гибридный характер, объединяя характеристики устного и письменного дискурса; во-вторых, в отличие от живого общения он характеризуется отсутствием визуального контакта, который может компенсироваться эмоджи-символами; в-третьих, он содержит множество сокращений и аббревиатур; и, наконец, виртуальный дискурс принадлежит одновременно к двум символьным системам (вербальной и невербальной). Все перечисленные специфические черты виртуального дискурса оказывают влияние на процесс инференции и могут вести к недопониманию. В статье рассматривается зависимость инференции от особенностей виртуального дискурса. В заключении раскрывается разница между процессами инференции в ходе живой коммуникации и социальным общение с помощью мессенджеров, определяются такие характерные черты виртуального общения, как субъективность, лакунарность, незначительная зависимость от контекста, и, как следствие, слабая целостность и связность СМС-сообщений между собой.

Ключевые слова: инференция, виртуальный дискурс, восприятие, интерпретация, креолизованный текст, виртуальное общение.

 

Сведения об авторах

Суворова Елена Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент, кафедра лингвистики ОЧУ ВО Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова, Москва, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 

Романова Юлия Геннадьевна – кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета лингвистики ОЧУ ВО Института международного права и экономики имени А. С. Грибоедова; Москва, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 

 

Литература

1. Зеленовская А. В. Понятия «компьютерный дискурс», «кнтернет-дискурс», «виртуальный дискурс» // Язык и культура (Новосибирск). 2014. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatiya-kompyuternyy-diskurs-internet-diskurs-virtualnyy-diskurs (дата обращения: 02.12.2021).

2. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.

3. Суворова Е. В. Инференция: принцип антропоцентризма при восприятии нарративного дискурса //Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2019. Т. 12. Вып. 5. C. 249–252.

4. Суворова Е. В., Полякова Л. С. Двойная инференция в процессе восприятия русского и английского искурса осложненного идиомой // 3L: Language, Linguistics, Literature. 2018. Vol. 24. № 2. P. 43–57.

5. Суворова Е. В., Полякова Л. С. Типы инференции в дискурсе //Arab World English Journal. 2018. Vol. 9. № 1. P. 294–306.

 

Для цитирования

Суворова Е. В., Романова Ю. Г. Инференция в виртуальном дискурсе // Гуманитарно-педагогические исследования. 2021. Т. 5. № 4. С. 30–33.