Скачать PDF

DOI:

Аннотация. В наше время конкурентоспособность является важным показателем подготовленности будущего специалиста в образовательном процессе вуза, позволяющим выпускнику выдерживать жесткий отбор при трудоустройстве. Для обеспечения необходимого уровня конкурентоспособности своих выпускников вузам необходимо учитывать современные особенности и требования, предъявляемые к ним, на производстве или в сфере услуг, то есть показатель конкурентоспособности рассматривается как связующее звено между сферами высшего профессионального образования и формирования спроса и предложения на рабочую силу. Эффективность любой деятельности можно рассматривать через призму временных затрат на ее выполнение, что выдвигает фактор времени и умение его организовывать на передний план освоения той или иной деятельности, что требует от обучающегося перестраивания психических процессов и, соответственно, влияет на развитие профессионально значимых личностных качеств будущего выпускника. Таким образом, цель данной статьи состоит в актуализации проблемы формирования конкурентоспособного специалиста посредством развития у выпускников высших учебных заведений умений, направленных на организацию своего времени. Преследуя поставленную цель, авторы провели соответствующее теоретическое исследование, сформулировали такие ключевые определения, как профессиональная компетентность, самоорганизованность и один из ее главнейших компонентов – временная компетентность. Последнее подразумевает наличие у студентов умений в области расстановки приоритетов в делах и взаимодействия с другими людьми, искусства управления временем (тайм-менеджмент), которое, в свою очередь, подразумевает умения целеполагания, планирования, организации и контроля выполняемых действий, а также чувства времени или адекватного его восприятия. Данные проведенного констатирующего эксперимента позволяют говорить о низком уровне самоорганизации времени у обучающихся вузов разной направленности и доказывают актуальность данной проблемы. Для того, чтобы развить у выпускников вуза требуемые умения организации ими своего времени, что позволит будущим специалистам стать конкурентоспособными в своей сфере, авторы предлагают создание соответствующего спецкурса.

Ключевые слова: уровень конкурентоспособности, самоорганизация времени, профессиональная компетентность, временная компетентность, профессиональная подготовка.

 

Сведения об авторах

Рабина Екатерина Игоревна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков по техническим направлениям Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Дёрина Наталья Владимировна – кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков по техническим направлениям Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Литература

1. Адольф В., Степанова И. Конкурентоспособность – показатель качества ВПО // Высшее образование в России. 2007. № 6. С. 77–79.

2. Болотова А. К. Психология организации времени: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности психология. М.: АспектПресс, 2006. 254 с.

3. Дёрина Н. В. К вопросу о формировании у студентов вуза умений самоорганизации времени // Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество – 2020: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 19-21 авг. 2020 г.). Чебоксары : ИД «Среда», 2020. С. 193–196.

4. Иванников И. А. Концепция правовой культуры // Правоведение. 1998. № 3. С. 12.

5. Мильковская И. Ю. Педагогические условия адаптации первокурсников в образовательном процессе высшей школы. Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2007. 123 с.

6. Рабина Е. И. Критериально-диагностический инструментарий и оценка уровня самоорганизации во времени у студентов вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 4 (26). С. 276–279.

7. Савва Л. И., Рабина Е. И. Методика развития умений самоорганизации времени у студентов вуза // Письма в Эмиссию. Оффлайн. 2011. № 8. С. 1629.

8. Савва Л. И., Рабина Е. И. Самоорганизация времени студентов вуза как фактор развития их профессиональной культуры // Южно-Уральский педагогический журнал. 2009. № 2. С. 143–146.

9. Савенкова Т. И. Повышение эффективности процесса подготовки конкурентоспособного специалиста // Вестник университета Российской академии образования. 2006. № 3. С. 110–114.

10. Холодцева Е. Л. Конкурентоспособность в системе разноуровневых характеристик личности специалистов социальной сферы : дис. … канд. психол. наук. Барнаул: БГПУ, 2006. 214 с.

11. Rabina E. I., Dyorina N. V. Structural-functional development model for time self-organization abilities of university students // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-2. С. 157–160.

12. Широкобоков С. Н. Оценка качества подготовки конкурентоспособного специалиста в педагогическом вузе : дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2000. 188 с.

 

Для цитирования

Рабина Е. И., Дёрина Н. В. Влияние умения выпускников вуза организовывать своё время на уровень их конкурентоспособности // Гуманитарно-педагогические исследования. 2021. Т. 5. № 2. С. 22–26.